Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

 (голосов: 13)
   26 июня 2009 | Просмотров: 12767


Оглавление
Введение..................................................................................……………………….6
Глава 1. Восприятие как психолого-педагогическая проблема…………………10
1.1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной
психолого-педагогической литературе…..............................…………………….10
1.2. Виды и основные свойства восприятия.......................................…………….26
1.3.Особенности развития восприятия у детей младшего школьного возраста..42
1.4. Особенности развития восприятия у детей младшего школьного
возраста с нарушениями зрения....................................................………………...47
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности способов
коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного
возраста с нарушениями зрения ..................................……………………………60
2.1. Первый констатирующий эксперимент ..................…………………………60
2.2. Формирующий эксперимент ....................................................………………67
2.3. Анализ результатов второго констатирующего эксперимента......…..69
Заключение...............................................................................…………………….78
Список литературы...........................................................................………………80
Приложение 1 Специальные (коррекционные) учреждения образования……..84
Приложение 2 Методика «Чего не хватает?»…………………………………….85
Приложение 3 Методика для диагностики уровня развития
наблюдательности у детей……...…………………………………………………86
Приложение 4 Методика А.Р. Лурия
Приложение 5 Проба «Назови фигуры»………………………………………….88
Приложение 6 Стоклеточная таблица с набором геометрических фигур……...89
Приложение 7 Исследование уровня цветового восприятия……………………90
Приложение 8 Исследование целостности восприятия…………………...…….91
Приложение 9 Коррекционная программа для слабовидящих………………….92
Приложение 10 Содержание программы первого года обучения………………96
Приложение 11 Знания и умения учащегося к концу 1-го года обучения…......99
Приложение 12 Примерная схема исследования развития
зрительного восприятия………………………………………………………….100
Приложение 13 Схема исследования восприятия пространства………………101

Введение

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Так по данным Департамента образования и Администрации Кемеровской области количество учащихся школ слепых и слабовидящих увеличилось в 2,5 раза (Приложение 1) Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учреждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сблизить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих.
В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии [52]. Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
Теооетические подходы к вопросу формирования и развития зрительного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов.
Под руководством С.М.Рубинштейна исследованы особенности различных видов восприятия (в том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития. Деятельностный подход к формированию психических процессов определили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.). Уже Л.С.Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих наличных раздражений и воспроизводимых образов в одно целое" [15]. Это отмечали так же А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, И.М.Соловьев, И.М.Сеченов.
П.П.Блонский [5], А.В.Запорожец [25] отмечали осмысленность процесса восприятия. Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пониманию связи внешних свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внутреннего свойства предмета, объекта.
Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия содержатся в теоретической концепции Л.С.Выготского о комплексном и многоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В.Сташевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р.Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг. На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л. Грегори [16]. Исследователями получены факты, свидетельствующие о том что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер, В.Запорожец, А.П.Усова).
Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особенность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б.Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельности позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порождения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и особенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер). Исходя из актуальности проблемы, мы предполагаем, что специальная, организованная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного восприятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия.
Целью данной работы является исследование эффективности приемов и методов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей младшего школьного возраста .
4. Экспериментально исследовать эффективность способов коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предметом исследования является возможность развития процесса зрительного восприятия с помощью специально организованной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

Глава 1. Восприятие как психолого-педагогическая проблема

1.1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе

Ни одна глава современной психологии не обновлялась коренным образом за последние годы, как посвященная проблеме восприятия. По словам Л.С.Выготского произошла экспериментальная схватка между представителями старого и нового направлений. Процесс восприятия по-разному понимался в ассоциативной и структурной психологии. Восприятие в ассоциативной психологии понималось как ассоционированная совокупность ощущений. Предполагалось, что восприятие складывается из суммы отдельных ощущений путем ассоционирования этих ощущений между собой - отдельные моменты связываются, сцепляются друг с другом, т.е. возникает единое, связное, целостное восприятие.
Предполагалось, что находящийся перед глазами объект каждой своей отдельной точкой возбуждает соответствующее раздражение в диспарной точке сетчатки и все эти раздражения, суммируясь в центральной нервной системе, создают комплекс раздражений, который является коррелянтом этого предмета. Эта теория оказалась несостоятельной и была атакована структурной психологией. Эта точка зрения заключается в том, что восприятие целого предшествует восприятию отдельных частей и связное целое каких-либо предметов, вещей, процессов, происходящих перед нашими глазами, - все это не является группой отдельных ощущений, ассоционированных возбуждений.
В основе новой структурной теории лежит мысль о том, что психическая жизнь не строится из отдельных ощущений, представлений, которые ассоциируются друг с другом, что она строится из отдельных целостных образований, которые называли то структурами, то образами, гештальтами.
Педологическая концепция развития, основное ядро которой составляет главный "закон" педологии о фатальной предопределенности судьбы детей двумя факторами: наследственностью и какой-либо средой, определила изучение развития всех сторон психики в педологической литературе.
В частности, трактовка развития восприятия... как голой функции возрастного созревания привела к тому, что характерные для ребенка на разных ступенях его развития формы восприятия были ошибочно превращены в независимые от познавательного созревания, которым в процессе обучения овладевает ребенок. Необходимо противопоставить педологической трактовке психического развития ребенка другую общую его сущность и основные закономерности. "Восприятие есть сложный процесс, которым ребенок может овладеть лишь в результате какого-то специального опыта, тренировки, обучения" [39] Значение опыта, обучения подчеркивают так же многие авторы Л.С.Выготский [5], А.В.Запорожец [25], С.Л.Рубинштейн [46].
Несмотря на то, что ребенок рождается с относительно сформированным анализаторным аппаратом, он не способен к восприятию окружающих его предметов и явлений в их целостности и постоянстве.
Формирование восприятия представляет собой процесс передачи социально-исторического опыта ребенку взрослыми стихийно или посредством обучения [25].
Наиболее полной, разработанной в современной зарубежной психологии является концепция перцептивного развития Ж.Пиаже (1967г.) Рассматривая развитие перцепции в общем контексте интеллектуального развития ребенка, он показал значение практических действий для формирования восприятия, что созвучно выводам советских психолоов и педагогов. Однако Ж.Пиаже считает элементарные перцептивные процессы врожденными и все развитие сводит к их коррекции.
Согласно теории, разработанной в современной психологии, перцептивные действия не являются врожденными и происходят из практических. Новые перцептивные действия возникают в онтогенезе на основе овладения теми видами практической деятельности, для ориентирования и регуляции которых они необходимы [25].
Ставя перед ребенком все усложняющиеся задачи в процессе выполнения практических действий, педагог поднимает его восприятие на новую ступень.
Исследователями получены факты, свидетельствующие о том, что обучая детей обобщенным способам обследования предметов (с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов), можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные отношения, пропорции.
Теоретическая разработка системы сенсорного развития и внедрение ее в практику имеет важное значение для системы умственного развития.
"Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие (Л.А.Венгер).
В работах А.В.Запорожца [25], Л.А.Венгер[44] сенсорное развитие рассматривается как педагогическое руководство, направленное на развитие и совершенствование сенсорных процессов, в том числе и восприятия.
А.В.Запорожец по этому поводу пишет: "В процессе общественно-исторической практики человечество выделило из всей массы воспринимаемых воздействий определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определеное речевое обозначение. Овладевая такого рода системами, отдельный индивид получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое качество и дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других" [25].
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира?
Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе и абстрактные знания, могут поступать через рецепторы.
По меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая учитывала и объясняла множество имеющихся факторов.
Со времени английского философа и психолога Дж.Локка было предложено много концепций восприятия. Согласно одной из них, формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постелено накапливает информацию о мире в виде следов памяти форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.


Скачать бесплатно razvitie-zritelnogo-vospriyatiya-u-detej.rar [143,91 Kb] (cкачиваний: 70)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ