Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ДЛАДШИХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

 (голосов: 1)
   23 апреля 2009 | Просмотров: 5674


Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое состояние развития памяти младших школьников как условие успешности обучения 8
1.1. Предметная деятельность и онтогенез познания 8
1.2. Память: понятие, суть, виды 19
1.3. Избирательность памяти и предметность мышления 26
1.4. Структура семантической памяти 28
1.5. Психологическое состояние младших школьников в учебной деятельности 44
Выводы по главе 51
Глава 2. Экспериментальная работа по памяти младших школьников 53
2.1. Система дидактических игр и упражнений как основа развития памяти младших школьников 53
2.2. Констатирующий эксперимент 57
2.3. Формирующий эксперимент 61
2.4. Контрольный эксперимент 73
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 82

Введение

Актуальность выбранной темы дипломного исследования обусловлена тем, что а настоящее время центральным фактором, в котором сосредоточен целый ряд знаний как теоретического так и фактического характера о памяти, является проблема развития памяти. Нигде этот вопрос не оказывается таким запутанным как здесь. С одной стороны, память есть уже в самом раннем возрасте. И если память в это время и развивается, то каким-то скрытым образом. Психологические исследования не давали какой-либо руководящей нити для анализа развития этой памяти; в результате как в философском споре, так и практически целый ряд проблем памяти ставился метофизически. Психолог Бюллер утверждает, что мысли запоминаются иначе, чем представления, но исследования показали, что у ребёнка представление запоминается лучше, чем мысли.
Вопрос о развитии детской памяти породил большие споры в психологии. Одни психологи утверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в самом начале детского развития. Ряд наблюдений действительно показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте и по мере развития ребёнка становится слабее.
Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для взрослого человека и с какой лёгкостью ребёнок усваивает тот или иной иностранный язык, чтобы увидеть, что в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков. Эффективность овладения иностранными языками повышается по мере того, как мы сдвигаем обучение к раннему возрасту.
Подытоживая опыт обучения детей грамоте и начальному счёту в раннем возрасте, Лейпцигская и американская школы приходят к убеждению, что обучение детей грамоте в 5-6 лет легче, чем обучение детей в возрасте 7-8 лет. Некоторые данные московских исследований говорят о том, что дети, овладевающие грамотой на девятом году жизни сталкиваются со значительными трудностями по сравнению с детьми, которые обучаются в раннем возрасте.
«Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в три года, который легче усваивает иностранный язык, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранный язык с лёгкостью усваивает знания по географии» - пишет в своей работе «Память и её развитие в детском возрасте» Л.С. Выгодский.
Психолог Зейдель охватил очень большой материал и пытался показать, что своей высоты память достигает у ребёнка в возрасте около 10 лет, а потом начинает скатываться вниз.
Развитие памяти рассматривается здесь как некоторое простое движение вперёд или назад, как некоторое восхождение или скатывание, как некоторое движение, которое может быть представлено одной линией не только в плоскости, но и в линейном направлении. Но развитие памяти настолько сложный процесс, что в линейном разрезе он не может быть представлен.
Теоретические исследования подтвердили гипотезу, что развитие человеческой памяти в историческом развитии шло главным образом по линии опосредованного запоминания, т.е. человек вырабатывал новые приёмы, с помощью которых он мог подчинять память своим целям, контролировать ход запоминания, делать его всё более волевым, делать его отображением всё более специфических особенностей человеческого сознания. Проблема опосредованного запоминания приводит к проблеме вербальной памяти, которая у современного человека играет существенную роль и которая основывается на запоминании словесной записи событий, словесной их формулировки.
С изменением возрастной ступени изменяется не только и не столько структура самой функции, которая обозначается как память, сколько изменяется характер функций, с помощью которых происходит запоминание, изменяются межфункциональные отношения, связывающие память с другими функциями.
Целью дипломного исследования является изучение влияния памяти на успеваемость младших школьников.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе. Так, по различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах.
Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость и предотвратить тем самым ситуацию возникновения у школьника нервно-психических и психосоматических расстройств и отклоняющегося поведения, развивающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресс неуспеваемости».
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти сохраняются нашей памятью. Если восприятие — отражение реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
В психологии память часто также называют мнемической деятельностью. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важным познавательным процессом, лежащим в основе развития личности, обучения. Все другие психические процессы не могут осуществляться без участия памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.
Еще И. М. Сеченов указывал на то, что память является «краеугольным камнем психического развития», что «учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы». Главную особенность человеческой памяти Сеченов видит не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития.
Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский и другие.
Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного исследования: «Развитие памяти младших школьников как условие успешности в обучении».
Цель исследования: изучение проблемы влияния развития памяти младших школьников на успешность обучения.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие памяти как психического процесса;
- описать особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
- провести эксперимент по изучению влияния развития памяти на успешность обучения у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие памяти у детей младшего школьного возраста будет повышать их успешность в учебной деятельности.
Объект исследования: особенности развития памяти младших школьников.
Предмет исследования: влияние уровня развития памяти младших школьников на успешность обучения.

Глава 1. Психолого-педагогическое состояние развития памяти младших школьников как условие успешности обучения

1.1. Предметная деятельность и онтогенез познания

Память в раннем возрасте – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Анализ показывет, что мышление ребёнка в раннем возрасте во многом определяется его памятью. Мыслить для ребёнка младшего возраста – значит вспомнить, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения.
Например, когда ребёнок отвечает, что такое улитка, он говорит: «Это маленькое, скользкое, с домиком на спине и т.д.». В таких описаниях ребёнок даёт сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет. Следовательно, предметом мыслительного акта при обозначении понятия является для ребёнка не столько логическая структура самих понятий, сколько воспоминание, и конкретность детского мышления, его синкретический характер – другая сторона того же факта, который заключается в том, что детское мышление опирается на память Наблюдения за детьми младшего школьного возраста показали, что запоминание для детей этого возраста играет решающую роль во всех мыслительных построениях. В частности у детей развивается наглядное понятие, их общее представление вытекает из конкретной сферы понятий, так что путём известных комбинаций возникает общее понятие, которое целиком связано с памятью и может ещё иметь не иметь характера абстракции.
Таким образом, опыт ребёнка и непосредственное влияние его опыта, документируемое в его памяти, прямо определяют всю структуру детского мышления на ранних ступенях развития. Это и понятно с точки зрения психического развития – не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития является память ребёнка. Развитие детской памяти должно быть изучено не столько в отношении изменений, происходящих внутри самой памяти, сколько в отношении места памяти в ряду других функций. В раннем детском возрасте память является господствующей функцией, которая определяет известный тип мышления, и переход к абстрактному мышлению приводит к иному типу запоминания.
Младший школьный возраст (с 6 – 7 лет до 9 – 10 лет) определяется важным внешним обстоятельством жизни ребёнка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
К концу дошкольного возраста ребёнок представляет в известном смысле личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
К этому периоду он уже много достиг в межличностных отношениях:
- он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких;
- он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях;
- он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
У ребёнка к этому времени уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению ( Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретённые рефлексивные способности оказывают ребёнку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношении с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребёнка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительных действий, а так же контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.
В возрасте от 5 до 7 значительно повышается способность перечислять по памяти запомненные предметы.
В это время большинство детей начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определённый материал. Ребёнок смотрит на запоминаемый материал и начинает повторять его про себя до появления субъективной уверенности в том, что он его запомнил. Позднее дети уже могут группировать материал по категориям, а ещё через некоторое время – даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию. Такое всё более осознанное применение стратегий запоминания делает воспроизведение по памяти у старших детей всё более эффективным.
Учащиеся начальных классов усваивают различные стратегии, помогающие им запоминать материал. Иногда эти стратегии называют приёмами управления памятью. Давайте посмотрим, как совершенствуются, некоторые из этих приёмов.


Скачать бесплатно razvitie-pamyati-uchashhixsya-dladshix-klassov.rar [89,33 Kb] (cкачиваний: 47)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ