Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Стили семейного воспитания и детская агрессивность.

 (голосов: 0)
   14 мая 2009 | Просмотров: 3290


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА 5
1.1. Понятие страха 5
1.2. Виды страха 10
1.3. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 14
1.4. Причины страхов детей старшего дошкольного возраста 24

ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК МИКРОСОЦИУМ 31
2.1. Понятие семьи 31
2.2. Стили семейного воспитания 44
2.3. Понятие коррекции 51
2.4. Специфика коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста 62

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 71
3.1. Организация и методы проведения исследования 71
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список литературы 89
Приложение 91

ВВЕДЕНИЕ

Проблема страхов как отражение тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности, образовался вакуум в сфере идеологии, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрос уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. В такой обстановке человек становится беззащитным и беспомощным и агрессивное поведение воспринимается им как обретение свободы, как ответная реакция на фрустированность его потребностей.
В ситуации кризиса большинство людей растерялись, одни стали депрессивными, другие - агрессивными. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, все дозволенность в выборе средств, потеря уважения к другим.
Искажение системы ценностных ориентации дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению. Стало опасным жить в обществе. Вытекает логический вывод - деформация общества ведет к деформации личности. Встает вопрос: как снизить уровень агрессивности в обществе, которое находится в глубоком кризисе? Мы считаем, что ответ можно найти в маленькой ячейке общества - семье, в которой, как в капле воды, отражается весь океан, а именно массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.
Э.Фромм подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. "Семья - есть своего рода "психологический посредник" общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем".
Поэтому предпринятая в данной работе попытка исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и агрессивности является значимой и актуальной.
Цель состоит в выявлении взаимосвязей стилей семейного воспитания и агрессивности личности ребенка.
Объектом нашего исследования явились разные варианты агрессивного поведения личности ребенка.
Предметом исследования является влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования: неадекватные стили семейного воспитания являются провоцирующим фактором развития страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме страхов.
2. Изучить стили семейного воспитания и их влияние на эмоциональное развитое ребенка.
3. Выявить уровни страхов.
4. Наметить формы и пути коррекции страхов.
5. Экспериментально исследовать наличие страхов у детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА

1.1. Понятие страха

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая — от требования влечения. В отличие от боли и др. видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.
«В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности неопределенен или неосознан, возникающее состояние называется тревогой» .
«Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипы поведения — бегство, оцепенение, агрессию защитную» .
В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.
«Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях (фобия)» .
Согласно Фрейду страх — состояние аффекта — объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, главным образом невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.
Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности.
Происхождение страха двояко: 1) как прямое следствие травматического фактора; 2) как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора.
Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.
Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести. Единственное место сосредоточения страха - Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях — как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха — страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом которого - разнообразные фобии.
Согласно Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.
Страх невротический - по Фрейду, разнообразные формы "бесцельного страха" невротиков; возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
«В психоанализе особо выделяются такие формы его: 1) страх свободный — общая неопределенная боязливость; 2) многообразные фобии, когда страх накрепко связывается с определенными содержаниями представлений; 3) спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и других формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта страха или приступа страха свободного, которые или сопровождают симптомы, или же выступают независимо от каких-либо условий и без видимой обусловленности внешней опасностью» .
«Страх реальный - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх свободный — общая неопределенная боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии "страха ожидания" или "боязливого ожидания". Страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх» .
Итак, страх - реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.
«Однако по результатам исследования К.Э.Изаряа (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой» .
Естественные сигналы опасности, на которые человек биологически предрасположен реагировать страхом, - это боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта (Д.Боулби, 1969), высота, нечто незнакомое.
Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся также сопровождается страхом. Каждый возраст сопровождается тем или иным страхом. Страх может быть результатом оценки ситуации как потенциально опасной. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других - скопление людей, третьи не могут находиться в замкнутом пространстве и т.д. Человек может переносить свой непреодолимый страх на безобидные объекты, от которых ему легче уклониться, чем от истинного источника его страха (в этом случае необходимо провести работу по выявлению реальных источников страха, чтобы быть а состоянии разрешить ситуацию). У разных людей можно наблюдать многообразие страхов. Причинами страха могут быть люди, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Базовым является страх смерти.
Страх лежит в основе феноменологии тревоги. В состоянии тревоги человек переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций (страх, стыд, вину и др.), каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, восприятие, мысли, поведение. Состояние тревоги у разных людей может быть вызвано разными эмоциями.
«Страх в своих экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые он длительно сдерживает. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Хронический страх рассматривается как "токсичная" эмоция, ухудшающая состояние иммунной системы, способствующая мышечной напряженности, метастазированию раковых клеток, отложению в сосудах, воспалению кишечника, повышению функции толстой кишки, способствующая возникновению невроза, инфаркта миокарда, диабета (1 типа), астмы, язвенного колита (исследования медицинского факультета Стенфордского университета. США). Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх, нежелание идти на операцию, так как у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений» .
Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. «По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) мускулы напрягаются; г) сокращается число степеней свободы в поведении. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию, в которой уже совершилось то, чего ты боялся ("Уж лучше конец без страха, чем страх без конца")» .

1.2. Виды страха

Часто путают страх с инстинктом самосохранения. Чтобы убедиться в противоположном, достаточно вспомнить симптомы страха. Обычно это так: человек дрожит, постоянно колеблится в своем решении, переживает глубочайший стресс. Как существо с трясущимися от страха руками и кашей в голове может овладеть ситуацией? Скорее в таком состоянии оно станет пассивной жертвой обстоятельств. Кажется, страх более походит на механизм самоуничтожения. Вряд ли найти более изощренную болезнь, чем страх. Можно бояться заболеть язвой желудка и заболеть ей, можно бояться попасть в авиакатастрофу и попасть в нее. От страха можно даже забеременеть, это называют ложной беременностью.
Рассмотрим основные виды страха.
Страх перед физическим воздействием. Многие боятся заболеть, покалечиться, умереть, в конце концов. Но как известно, обычно случается именно то, чего человек боится. Разве есть что-либо глупее смерти от страха за собственную жизнь? Однако смерть для данного страха - это самый безобидный результат. Ведь человек может бояться в разные периоды своей жизни разных последствий для своего тела. Это можно назвать коллекционированием страхов и их результатов. Одно из свойств страха - то, что он не дает сосредоточиться ни на чем кроме себя. Конечно, спасает то, что у человека их, как правило, более одного. Один мощный страх может поглотить все остальные, вмести с их хозяином. Страх постареть один из таких.
Страх перед одиночеством. Многие люди страшно боятся остаться одни. Как и в случае любого другого страха, они совершают странные поступки. Одним можно остаться и среди других людей. Отсюда то странное желание походить на других, желание найти людей, которые похожи. Конечно, идеально похожих людей найти сложно. Но человека, который боится остаться один, это не останавливает. Он будет довольствоваться малым, даже писать письма в газету «одиночество ищет другое одиночество», заниматься психологией. Правда, его личность может развалиться с распадом его компании, но это все еще не так страшно.
Страшно то, что некоторые люди женятся в страхе остаться одному. И женятся, заметьте, на ком попало без разбору. Потом разводятся.... Снова женятся, почувствовав близость одиночества.... Иногда люди даже рожают детей, боясь одиночества.
Страх перед неизвестностью. Человек не может точно знать, что с ним будет через год или на следующий день. Но зачем же бояться этой непредсказуемости? Поддаваясь влиянию этого вектора страха, люди окружают себя шарлатанами. Верят гороскопу и приметам. Некоторые начинают просчитывать свою жизнь, пытаются сделать запасы продовольствия. Другие от страха перед завтрашним днем убеждают себя, что все предопределено, и пассивно движутся по воле обстоятельств.
Страх перед людьми. Как утомительно думать о том, что другие думают о вас. Так проявляет себя страх перед людьми. Человек многим жертвует, чтобы кто-то о нем случайно не подумал дурно. Одни боятся сплетен, другие предательства. Люди внушают друг другу страхи своими замечаниями. Некоторых просто пугают недобрые люди. Страх перед людьми может развиться в шизофрению, паранойю, манию величия или преследования, истерию. Страх видимо не симптом, а причина этих болезней. Такой страх порождает эгоизм, жадность, зависть, ревность, ненависть. Некоторые считают, что страх возмездия сдерживает преступников. Но разве не страх толкает их на преступления?
Страх перемен. Перемены свойственны человеку и всему живому. Человек меняется каждую секунду потому, что меняется все вокруг. Человек повернул голову, и уже все изменилось, т.к. человек видит, слышит, обоняет уже под другим углом. Необходимо мгновенно приспосабливаться, иначе не выжить. Но находятся все-таки люди, которые убеждают себя в том, что нисколько не изменились за последнее время. Действительно, это трудно заметить, но из логики это следует элементарно. Получается, что такие люди боятся перемен. Перемены страшны им не только внутри, но и вокруг. Они пытаются выстроить вокруг себя жесткий скучный мир без изменений. Но это невозможно, и, когда рукотворная иллюзия рушится, они страдают, т.к. не способны смериться с изменчивостью природы.
Страх перед нулем. «Нулевой страх самый загадочный. По сути, это страх перед пустотой. Многие боятся внутренней пустоты, пустоты в других людях. Этот страх толкает людей говорить лишние слова, думать о совершенно ненужных вещах. О смысле жизни, или о том, что будет через тысячу лет. Человек, боящийся нуля, забивает себе голову информационным мусором и проверяет его наличие у других. Общение превращается в обмен помойкой. Все идет к тому, что такой человек окончательно запутывается в себе. Вся его оставшаяся жизнь проходит в попытках развязать «гордиев узел» .
Страх перед собой. Люди очень способные существа. «Неудивительно, что они боятся применить свои способности во зло или впустую их исчерпать. Человек часто борется с собой и боится себя покалечить. Некоторые боятся своих способностей к сверхъестественному. Вместо того, чтобы с ними совладать, пытаются забыть о них. Но, когда человек себя плохо контролирует, он пьян, зол, счастлив, могут пострадать другие люди» .
Страх способен управлять человеком, ведь он делает его практически беспомощным и уязвимым. Люди постоянно пугают друг друга. Запугивание -это незаменимый для многих элемент общения, так появились на свет шантаж, угрозы, разбой. Но те, кто пугают, боятся сами, и потому не способны ответить за все свои угрозы.
Человек, не подверженный страхам, уже не человек, а нечто свободное и совершенное.
Страхи конкретного содержания, навязчивые переживания страхов называют фобиями. Рассмотрим некоторые из них.
1-я фобия - клаустрофобия.
«Болезнь попавших в землетрясение, застрявших в лифте и спелеологов. Иногда это состояние возникает при сильном испуге, связанном с попаданием в замкнутые тесные помещения, в которых, по мнению фобика, имеет место бить угроза его жизни, актуально также и для подводников, пассажиров самолетов. Подойдет также и любой другой транспорт, лишь бы была вероятность разбиться. Испуг смесь из неожиданного поворота событий и неготовности к нему человека (ну собственно, тогда бы он не был неожиданным, этот поворот событий). Испуг вызывает естественную реакцию избежания (жажду покинуть опасное место), а стенки лифта - не дают. И какое место ни выберешь внутри этого помещения - угроза не снимается, так как угрожает самому помещению целиком (лифту, самолету, метропоезду). Страх обуславливается закрытостью или теснотой помещения, не позволяющих удалиться из опасной зоны» .
2-я фобия - агорафобия - антоним клаустрофобии.
«Агорафобик боится наоборот, открытых пространств (городская площадь, поле, поверхность моря). Трудно сказать, от чего она берется, можно только предполагать. Если клаустрофобик когда-то испугался, что некуда бежать, то агорафобик испугался, что некуда спрятаться. И там, и там - страх за себя (какая-то ситуация испуга), но стратегии разрешения этого страха у людей разные» .
3-я фобия - мезофобия, или продолжение философии о норме.


Скачать бесплатно stili-semejnogo-vospitaniya-i-detskaya.rar [109,69 Kb] (cкачиваний: 23)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ