Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Теоретические основы организации финансирования бюджетных учреждений.

 (голосов: 0)
   21 июля 2005 | Просмотров: 6551


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы организации финансирования бюджетных учреждений 3
1.1. Понятие, виды и функции бюджетных учреждений в РФ 3
1.2. Особенности функционирования бюджетных учреждений сферы образования 13
Глава 2. Организация финансирования бюджетного учреждения 40
2.1. Положение о бюджетном учреждении 40
2.2. Анализ исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения за 2003-2005 г 45
Список используемых источников 61

Глава 1. Теоретические основы организации финансирования бюджетных учреждений
1.1. Понятие, виды и функции бюджетных учреждений в РФ

Организация - в широком смысле - социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей.
Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. В ст. 11 НК РФ понятие "организация" относится ко всем юридическим лицам, в том числе и к предприятиям, т.е. к коммерческим организациям.
Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, финансируемых за счет бюджетных средств. Понятие бюджетной организации не имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами власти. Подразделения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в основном подразделяются на учреждения со статусом юридического лица и подразделения без статуса юридического лица, действующие на основе утвержденных положений.
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ.
При отсутствии у таких организаций одного из условий, определенных статьей 161 БК РФ, в частности, финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, они не являются бюджетными учреждениями.[5,79]
Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности. К указанным средствам, не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.
К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. [9,117]
Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.
Итак, бюджетное учреждение это некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда.
По условиям и порядку финансирования бюджетное учреждение признаются также правоохранительные органы, организации и учреждения, созданные для обеспечения функций национальной обороны, другие организации, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Бюджетные учреждения функционируют как государственные и муниципальные предприятия; все они подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. На финансирование бюджетного учреждения, кроме бюджетных ассигнований из федерального, регионального или местного бюджетов и средств внебюджетных фондов, могут использоваться и др. источники. К примеру, школы покрывают часть своих расходов за счет средств, вырученных от продажи ученических поделок, изготовленных в производственных мастерских; вузы - за счет средств от продажи научных разработок. Если бюджетное учреждение в соответствии с его учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в распоряжение бюджетного учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Бюджетные учреждения вправе распределять доходы от платной деятельности между ее участниками, а также направлять их на достижение уставных целей, предусмотренных учредительными документами. Бюджетное учреждение располагает имуществом, закрепленным за ним собственником, и имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств, выделенных по смете. Это имущество используется бюджетным учреждением в соответствии с законом, уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества. Однако по своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а не закрепленным за ним имуществом; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несет собственник соответствующего имущества. Бюджетное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать свой финансовый план, который составляется в форме сметы доходов и расходов. В этой смете в отличие от прежнего порядка, когда составлялась отдельно смета специальных средств, отражаются поступления как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления платной деятельности (оказания платных услуг по уставной деятельности; использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления; и т.д.). В ходе бюджетного планирования бюджетное учреждение на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных (муниципальных) услуг и установленных норм и нормативов финансовых затрат на их осуществление и с учетом исполнения сметы текущего года составляет и представляет бюджетную заявку на предстоящий финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю бюджетных средств. По утвержденной смете бюджетные учреждения получает бюджетные средства и расходует их в объеме, устанавливаемом бюджетной росписью с учетом сокращения и индексации. Более обоснованному обеспечению средствами бюджетного учреждения должно содействовать внедрение в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных стандартов и разрабатываемых на их основе бюджетных норм. Бюджетное учреждение вправе расходовать бюджетные средства в соответствии с правовыми актами и законами только на: оплату труда; перечисление единого социального налога (взноса) в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсации выплаты работникам; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключению государственным или муниципальным контрактам, в случае же их отсутствия - по утвержденным сметам. Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается. Что касается средств, полученных за счет внебюджетных источников, то бюджетного учреждения, согласно статье 161 п. 6 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельны в их расходовании при исполнении сметы доходов и расходов. При исполнении сметы Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителем бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов, финансируемых из бюджета, между предметными статьями и видами расходов. Если бюджетное учреждение в установленном порядке уменьшается размер средств, выделяемых целевым образом для финансирования заключенных договоров, то учреждение и его партнеры по договору должны согласовать новые сроки финансирования, а при необходимости -и другие условия договора. Партнеры по договору вправе требовать от бюджетного учреждения возмещения ущерба, понесенного в результате неполного или несвоевременного финансирования, но только в размере реального ущерба, причин, изменением условий договора. Само бюджетное учреждение в случае недофинансирования имеет право на компенсацию в объеме недофинансирования. Бюджетное учреждение подведомственные федеральным органам исполнительной власти, обязаны использовать бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ. Все бюджетные учреждения должны своевременно представлять отчеты и другие сведения об использовании бюджетных средств.
В случае если бюджетное учреждение, не имея собственных источников погашения взятых на себя денежных обязательств, не исполняет вступивший в силу договор, то в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) субсидиарную ответственность несет Российская Федерация как учредитель и собственник такого учреждения. Требования контрагентов по неисполненным бюджетными учреждениями договорам как раз и составляют основную часть несанкционированной кредиторской задолженности федерального бюджета. [15,84]
Единственным существующим механизмом ограничения роста такой кредиторской задолженности в настоящее время является учет бюджетных обязательств органами федерального казначейства. Положение об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 806. Во исполнение данного постановления приказом Минфина России от 13.08.1999 № 55н были утверждены Правила учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Начиная с сентября 1999 года органы федерального казначейства приступили к выполнению работы по исполнению данных нормативных актов. В настоящее время ведется учет только тех бюджетных обязательств, которые вытекают из договоров на энергоснабжение и поставку коммунальных услуг и только на сумму, превышающую 200 МРОТ. Учет бюджетных обязательств предполагает, что заключаемые бюджетными учреждениями договора, подлежащие оплате за счет средств федерального бюджета, проверяются органами федерального казначейства на предмет наличия достаточных лимитов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации. При наличии выделенных лимитов, объем которых не может быть превышен принятыми денежными обязательствами, бюджетные обязательства принимаются к учету.
Таким образом, контрольной цифрой для определения границы перехода санкционированной задолженности федерального бюджета в несанкционированную является лимит бюджетных обязательств, установленный главным распорядителем либо распорядителем средств федерального бюджета по каждому коду бюджетной классификации. Данная категория используется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой и позволяет осуществлять comitmens control, то есть непосредственно перед принятием какого-либо денежного обязательства за счет государства производить текущий контроль за тем, даны субъекту, заключающему договор, соответствующие финансовые полномочия или нет.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что учет бюджетных обязательств, производимый органами федерального казначейства, какого-либо гражданско-правового значения не имеет. При превышении лимитов бюджетных обязательств и непринятии соответствующего договора органом федерального казначейства к учету такой договор все равно сохраняет свою юридическую силу в полном объеме устанавливаемых им прав и обязанностей. Поставщик товаров, (работ, услуг), не получивший установленного договором вознаграждения, имеет право обратится в суд и получить исполнительный документ о взыскании из государственной казны Российской Федерации соответствующих сумм, так как бюджетное учреждение, являясь в соответствии с гражданским законодательством самостоятельным юридическим лицом, вправе заключать от своего имени любые договора, опираясь на основополагающий принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ, а также на положение ст. 49 ГК РФ, устанавливающее, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Таким образом, проблема предотвращения роста несанкционированной кредиторской задолженности федерального бюджета не решена и является актуальной. Окончательно разрешена она может быть только правовыми средствами.
Учет бюджетных обязательств, осуществляемый органами федерального казначейства, не является государственной регистрацией договоров, из которых они следуют. В соответствии со ст. 222 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное обязательство - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и бюджетной росписью. Учет обязательств позволяет проводить мониторинг роста задолженности, анализ принимаемых решений, но, как сказано выше, не имеет гражданско-правового значения.
В соответствии со ст. 165 ГК РФ несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Статья 167 ГК РФ устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий. Иными словами, в том случае если законом была бы установлена обязательная государственная регистрация в органах федерального казначейства заключаемых бюджетополучателями договоров о поставке товаров, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, то при отсутствии регистрации заключаемые договора считались бы ничтожными и их неисполнение не отражалось бы на кредиторской задолженности федерального бюджета. Такое решение вопроса было бы наиболее радикальным.
В то же время ст. 164 ГК РФ обязательная государственная регистрация предусмотрена только для сделок с землей и другим недвижимым имуществом. Для введения государственной регистрации в органах федерального казначейства заключаемых бюджетополучателями договоров необходимо внести соответствующие изменения в ГК РФ либо, как вариант, принять специальный федеральный закон. Политическая ситуация на сегодняшний день такова, что подобное не представляется возможным. Кроме того, внесение подобных изменений в ГК РФ является умалением заложенных в него принципов свободы договора и равенства участников гражданских правоотношений, то есть введением в гражданское законодательство определенной доли публичных норм. В связи с этим вполне естественным представляется то, что выдвинутые в свое время Минфином России предложения по принятию упомянутого выше федерального закона встретили сопротивление и негативную оценку большинства заинтересованных сторон.
Между тем существует другой, менее болезненный и, возможно, более простой путь решения вопроса.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Кроме того, установлено, что в случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Необходимо заметить, что все без исключения бюджетные учреждения по определению являются некоммерческими организациями.
Примером типового положения о некоммерческих организациях определенного вида является Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.1994 № 1008. Установлено, что общеобразовательное учреждение на основе данного Типового положения и типового положения о соответствующем виде государственного, муниципального образовательного учреждения разрабатывает свой устав. При этом ограничения, закрепленные в Типовом положении, будут являться обязательными для их включения в конкретные уставы общеобразовательных учреждений.
В качестве примера можно привести органы государственной власти, которые по своей организационно-правовой форме также являются учреждениями, финансируемыми из бюджета. Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации принят Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который можно считать для таких учреждений своего рода "типовым уставом". Так же как для образовательных учреждений вполне допустимым является включение в данный Закон нормы, устанавливающей, что принятие органами государственной власти субъекта Российской Федерации обязательств за счет бюджета субъекта Российской Федерации производится при условии обязательного их учета в органе, исполняющем бюджет. [27,157]
Для федеральных органов государственной власти в настоящее время аналогичного нормативного акта не принято, хотя имеется законопроект "О федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации", в котором необходимо было бы предусмотреть все то же условие.
Таким образом, при согласованном и ориентированном подходе в нормотворческой деятельности законодателя и высшего исполнительного органа власти проблема возникновения и роста несанкционированной кредиторской задолженности бюджета может быть снята. Для этого необходимо сквозное введение условия обязательного учета принимаемых бюджетных обязательств в органах федерального казначейства во всех нормативных актах, которые можно квалифицировать в качестве "типовых уставных документов" для бюджетных учреждений.
Интересен при рассмотрении данной проблемы опыт государственного устройства Швеции. Органы центрального правительства, суды, а также парламент и его органы образуют государство как юридическое лицо. При этом министерства являются небольшими организациями, которые составляют аппарат правительства. Правительству подчиняется около 300 государственных органов, которые являются подразделениями юридического лица - государства. Все государственные органы, а также их компетенция формируются по типовой модели, которая закреплена Постановлением о государственном органе, применимом ко всем центральным государственным органам. Общее Постановление дополняется специальным постановлением с инструкциями для каждого государственного органа. Сходную проблему, возникающую из принятия на себя государственными органами финансовых обязательств, в Швеции разрешили таким образом, что если государственный орган выходит за рамки полномочий, установленных для него соответствующими нормативными актами, то его обязательства считаются недействительными. Данный вывод следует из общих начал гражданского законодательства, которое в этой части аналогично российскому. Для Швеции российская проблема роста несанкционированной кредиторской задолженности бюджета могла бы быть разрешена наиболее простым образом, то есть внесением Правительством соответствующего условия в единственный документ - Постановление о государственном органе.
В Российской Федерации, поскольку собственником всех бюджетных учреждений является государство, Правительство РФ также имеет возможность утвердить нечто вроде типового положения о бюджетном учреждении, включив в него нормы, дающие гарантию от принятия таким учреждением на себя обязательств, не обеспеченных бюджетным финансированием.


Скачать бесплатно teoreticheskie-osnovy-organizacii-finansirovaniya.rar [67,75 Kb] (cкачиваний: 30)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ