Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Взаимосвязь стилей семейного воспитания и детской агрессивности.

 (голосов: 2)
   22 октября 2008 | Просмотров: 5751


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА 7
1.1. Понятие страха 7
1.2. Виды страха 13
1.3. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 18
1.4. Причины страхов детей старшего дошкольного возраста 27

ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК МИКРОСОЦИУМ 34
2.1. Понятие семьи 34
2.2. Стили семейного воспитания 47
2.3. Понятие коррекции 54
2.4. Специфика коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста 65

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 83
3.1. Организация и методы проведения исследования 83
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
Список литературы 101
Приложение 104

ВВЕДЕНИЕ
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для педагогов и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга.
Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно в ряде случаев предполагать исходный характер нарушений. Так, наличие страхов часто выражается в беспокойстве, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобное поведение встречается непостоянно — в основном там, где обстановка наиболее травмирующе действует на ребенка. Так А.И. Захаров отмечает, что «органические изменения головного мозга могут выявляться резко повышенной возбудимостью и агрессивностью, расторможенностью влечений, «отсутствием тормозов» наряду с рассеянностью и быстрым истощением внимания» .
Проблема страхов как отражение тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности, образовался вакуум в сфере идеологии, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрос уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. В такой обстановке человек становится беззащитным и беспомощным и агрессивное поведение воспринимается им как обретение свободы, как ответная реакция на фрустированность его потребностей.
В ситуации кризиса большинство людей растерялись, одни стали депрессивными, другие - агрессивными. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, все дозволенность в выборе средств, потеря уважения к другим.
Искажение системы ценностных ориентации дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению. Стало опасным жить в обществе. Вытекает логический вывод - деформация общества ведет к деформации личности. Встает вопрос: как снизить уровень агрессивности в обществе, которое находится в глубоком кризисе? Мы считаем, что ответ можно найти в маленькой ячейке общества - семье, в которой, как в капле воды, отражается весь океан, а именно массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей. Э.Фромм подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. "Семья - есть своего рода "психологический посредник" общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем".
Поэтому предпринятая в данной работе попытка исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и агрессивности является значимой и актуальной.
Гипотеза исследования: неадекватные стили семейного воспитания могут формировать страхи различного вида.
Цель состоит в выявлении взаимосвязей стилей семейного воспитания и наличием страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме страхов.
2. Изучить стили семейного воспитания и их влияние на эмоциональное развитое ребенка.
3. Выявить уровни страхов.
4. Наметить формы и пути коррекции страхов.
5. Экспериментально исследовать наличие страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования явились страхи старшего дошкольного возраста
Предметом исследования является коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
1. Диагностика отношения родительско-детских отношений (констатирующий эксперимент).
2. Диагностика отношений детско-родительских отношений и уровень тревожности детей (констатирующий эксперимент).
3. Коррекция детско-родительских отношений в неполных семьях. Работа психолога с группой родителей (приложение 1). Работа психолога с группой детей (приложение 2). (Формирующий эксперимент).
4. Оценка эффективности коррекционной работы (контрольный эксперимент).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Полученные результаты работы помогут педагогам сформировать системное видение проблем в сфере личного развития ребенка, подверженного страху, что позволит избежать многих типичных ошибок в педагогическом процессе;
2. Полученные данные позволят выявить необходимость ранней профилактики страхов детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения №420 г. Новосибирска.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА

1.1. Понятие страха

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая — от требования влечения. В отличие от боли и др. видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.
«В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности неопределенен или неосознан, возникающее состояние называется тревогой» .
«Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипы поведения — бегство, оцепенение, агрессию защитную» .
В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.
«Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях (фобия)» .
Согласно Фрейду страх — состояние аффекта — объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, главным образом невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.
Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности.
Происхождение страха двояко: 1) как прямое следствие травматического фактора; 2) как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора.
Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.
Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести. Единственное место сосредоточения страха - Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях — как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха — страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом которого - разнообразные фобии.
Согласно Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.
Страх невротический - по Фрейду, разнообразные формы "бесцельного страха" невротиков; возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
«В психоанализе особо выделяются такие формы его: 1) страх свободный — общая неопределенная боязливость; 2) многообразные фобии, когда страх накрепко связывается с определенными содержаниями представлений; 3) спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и других формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта страха или приступа страха свободного, которые или сопровождают симптомы, или же выступают независимо от каких-либо условий и без видимой обусловленности внешней опасностью» .
«Страх реальный - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх свободный — общая неопределенная боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии "страха ожидания" или "боязливого ожидания". Страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх» .
Итак, страх - реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.
«Однако по результатам исследования К.Э.Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой» .
Естественные сигналы опасности, на которые человек биологически предрасположен реагировать страхом, - это боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта (Д.Боулби, 1969), высота, нечто незнакомое.
Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся также сопровождается страхом. Каждый возраст сопровождается тем или иным страхом. Страх может быть результатом оценки ситуации как потенциально опасной. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других - скопление людей, третьи не могут находиться в замкнутом пространстве и т.д. Человек может переносить свой непреодолимый страх на безобидные объекты, от которых ему легче уклониться, чем от истинного источника его страха (в этом случае необходимо провести работу по выявлению реальных источников страха, чтобы быть а состоянии разрешить ситуацию). У разных людей можно наблюдать многообразие страхов. Причинами страха могут быть люди, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Базовым является страх смерти.
Страх лежит в основе феноменологии тревоги. В состоянии тревоги человек переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций (страх, стыд, вину и др.), каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, восприятие, мысли, поведение. Состояние тревоги у разных людей может быть вызвано разными эмоциями.
«Страх в своих экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые он длительно сдерживает. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Хронический страх рассматривается как "токсичная" эмоция, ухудшающая состояние иммунной системы, способствующая мышечной напряженности, метастазированию раковых клеток, отложению в сосудах, воспалению кишечника, повышению функции толстой кишки, способствующая возникновению невроза, инфаркта миокарда, диабета (1 типа), астмы, язвенного колита (исследования медицинского факультета Стенфордского университета. США). Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх, нежелание идти на операцию, так как у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений» .
Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. «По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) мускулы напрягаются; г) сокращается число степеней свободы в поведении. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию, в которой уже совершилось то, чего ты боялся ("Уж лучше конец без страха, чем страх без конца")» .
В психологической литературе при описании категорий страха используются такие понятия как тревога и тревожность. Рассмотрим их подробнее.
Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности.
Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью (установкой) определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
Тревога как механизм развития неврозов — тревога невротическая — формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики — например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочее; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и пр.
В эмпирических исследованиях различаются: 1) тревога ситуативная — характеризует состояние индивида в текущий момент; 2) тревога как черта личности — тревожность — повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей.
Тревога ослабляется с помощью механизмов защитных — вытеснения, замещения, рационализации, проекции и пр.
Тревожность (готовность к страху) — состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
В целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Она обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической; 3) у многих групп людей с поведением отклоняющимся.
Исследования тревожности направлены на различение: 1) тревожности ситуативной — связанной с конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности личностной — стабильного свойства личности.

1.2. Виды страха

Часто путают страх с инстинктом самосохранения. Чтобы убедиться в противоположном, достаточно вспомнить симптомы страха. Обычно это так: человек дрожит, постоянно колеблится в своем решении, переживает глубочайший стресс. Как существо с трясущимися от страха руками и кашей в голове может овладеть ситуацией? Скорее в таком состоянии оно станет пассивной жертвой обстоятельств. Кажется, страх более походит на механизм самоуничтожения. Вряд ли найти более изощренную болезнь, чем страх. Можно бояться заболеть язвой желудка и заболеть ей, можно бояться попасть в авиакатастрофу и попасть в нее. От страха можно даже забеременеть, это называют ложной беременностью.
Рассмотрим основные виды страха.
Страх перед физическим воздействием. Многие боятся заболеть, покалечиться, умереть, в конце концов. Но как известно, обычно случается именно то, чего человек боится. Разве есть что-либо глупее смерти от страха за собственную жизнь? Однако смерть для данного страха - это самый безобидный результат. Ведь человек может бояться в разные периоды своей жизни разных последствий для своего тела. Это можно назвать коллекционированием страхов и их результатов. Одно из свойств страха - то, что он не дает сосредоточиться ни на чем кроме себя. Конечно, спасает то, что у человека их, как правило, более одного. Один мощный страх может поглотить все остальные, вмести с их хозяином. Страх постареть один из таких.
Страх перед одиночеством. Многие люди страшно боятся остаться одни. Как и в случае любого другого страха, они совершают странные поступки. Одним можно остаться и среди других людей. Отсюда то странное желание походить на других, желание найти людей, которые похожи. Конечно, идеально похожих людей найти сложно. Но человека, который боится остаться один, это не останавливает. Он будет довольствоваться малым, даже писать письма в газету «одиночество ищет другое одиночество», заниматься психологией. Правда, его личность может развалиться с распадом его компании, но это все еще не так страшно.
Страшно то, что некоторые люди женятся в страхе остаться одному. И женятся, заметьте, на ком попало без разбору. Потом разводятся.... Снова женятся, почувствовав близость одиночества.... Иногда люди даже рожают детей, боясь одиночества.
Страх перед неизвестностью. Человек не может точно знать, что с ним будет через год или на следующий день. Но зачем же бояться этой непредсказуемости? Поддаваясь влиянию этого вектора страха, люди окружают себя шарлатанами. Верят гороскопу и приметам. Некоторые начинают просчитывать свою жизнь, пытаются сделать запасы продовольствия. Другие от страха перед завтрашним днем убеждают себя, что все предопределено, и пассивно движутся по воле обстоятельств.
Страх перед людьми. Как утомительно думать о том, что другие думают о вас. Так проявляет себя страх перед людьми. Человек многим жертвует, чтобы кто-то о нем случайно не подумал дурно. Одни боятся сплетен, другие предательства. Люди внушают друг другу страхи своими замечаниями. Некоторых просто пугают недобрые люди. Страх перед людьми может развиться в шизофрению, паранойю, манию величия или преследования, истерию. Страх видимо не симптом, а причина этих болезней. Такой страх порождает эгоизм, жадность, зависть, ревность, ненависть. Некоторые считают, что страх возмездия сдерживает преступников. Но разве не страх толкает их на преступления?


Скачать бесплатно vzaimosvyazstilejsemejnogovospitaniyaidetskojagres.rar [117,31 Kb] (cкачиваний: 31)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ