Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Аналитический отчет о деятельности учителя математики.

 (голосов: 11)
   17 февраля 2009 | Просмотров: 20575


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Краткая информационная справка об учителе ……………………….6
2. Педагогическая концепция ……………………………………………7
Социальный заказ, ожидаемый результат …………………………..12
Проектная идея ………………………………………………………..15
Приоритетные цели, ожидаемые результаты, направление деятельности …………………………………………………………..17
3. Реализация концепции ……………………………………………......19
4. Результативность, динамика достижений
I критерий ……………………………………………………………… .28
II критерий ………………………………………………………………..32
III критерий ……………………………………………………………….33
IV критерий ……………………………………………………………….35
V критерий ………………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

Общее образование не есть изучение предметов,
а есть развитие личности предметами.
На первом плане стоит личность, субъект,
его интересы, а предметы - на втором.
П.Ф. Каптерев
Цель современной школы – воспитание человека, не только обладающего определённым объёмом фундаментальных знаний, но и способного самостоятельно, критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания для решения конкретных практических проблем. Это требует изменения сформировавшейся авторитарной позиции учителя, перехода к новой системе отношений, основанной на взаимодействии и взаимопонимании, т. е. смены педагогической парадигмы таким образом, чтобы в центре образовательного процесса был ученик (а не учитель, как было до сих пор).
Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей высока. Решение этой проблемы лежит в области новой концепции урока – реализации принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведёт к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует внутреннюю тенденцию к личностному росту, поощряет его творческую активность, создает условия для самостоятельного учения и постановки познавательных проблем и задач. Возрастающее понимание необходимости обращения к личности ученика, даже теми средствами, которые были предложены на уровне возможностей классического и традиционно – развивающего уроков инициирует продвижение учителя к личностно ориентированному уроку, на которых развиваются качества личности, востребованные рынком и её компетентному использованию в практике и самореализации в жизни.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧИТЕЛЕ
Я, Царенко Наталья Владимировна, учитель математики в ГОУ СОШ №1161, закончила в 1989 году МОПИ им. Н.К. Крупской. Решением государственной экзаменационной комиссии мне была присвоена квалификация учитель математики в общеобразовательном учреждении. Общий педагогический стаж 19 лет, работаю в ГОУ СОШ №1161 10 лет преподавателем математики, преподаю математику, алгебру, геометрию, теорию вероятностей. В 2005 году мне была присвоена высшая квалификационная категория (13 разряд). Являюсь обладателем почетной грамоты ЮЗОУО ДО г. Москвы.
В своей работе я всегда стремлюсь к совершенству, и естественно, что занимаюсь самообразованием, постигая новые вершины в современной методике преподавания математики в общеобразовательной школы. С 1998 года являюсь председателем методобъединения учителей математики ГОУ СОШ № 1161. Как председатель методобъединения я тщательно слежу за публикациями в специализированных журналах о появлении новых технологий в преподавании математики. Естественно, что влияние современного общества и появление различных информационных технологий не оставляют меня равнодушной. Поэтому, я стремлюсь к новаторской деятельности, спешу использовать многие разработки. Однако, многолетняя практика все же показывает на то, что спешить все же не стоит. Основная задача моих уроков – это не навязывание моего предмета, как одного (а возможно, и единственного) нужного предмета. На своих уроках я пытаюсь привить ученикам не столько любовь, сколько уважение к предмету и понимание того, что математика помогает ученику развиться как творческая самодостаточная личность, умеющая рассуждать логически и критически.


2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

В соответствии с Концепцией модернизации образования одними из основных направлений являются эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования и по введению единого государственного экзамена, который начался с 2001 года. В методическом письме о совершенствовании преподавания математики по результатам ЕГЭ указывается на сравнительно невысокий уровень математической подготовки у значительной части выпускников.
Анализ выявил значительный разброс результатов, характеризующих владение как одним и тем же, так и различными видами математической деятельности, например, при выполнении тождественных преобразований логарифмических выражений, при решении показательных неравенств, распознавании графиков элементарных функций и др. В этой связи указывается на необходимость обратить самое серьёзное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне.
Возможно ли это?
Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.
Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний? Уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег. На протяжении ряда лет наше методическое объединение и я в частности работаем над методической темой «Формирование интереса к учебной деятельности в процессе обучения математике через применение игровых технологий на уроках». Выбор проблемы обусловлен рядом факторов:
 актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием;
 современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся;
 развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования. Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя.
Следовательно, перед каждым из нас постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Начиная каждый новый учебный год, задаю себе вопросы:
Кто такой мой ученик?
Прежде всего - человек! Возраст моего ученика – 10 – 17 лет.
Чему учит мой предмет?
Мой предмет нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность, и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.
Чему я хочу научить своих учеников?
Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками; посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует – тому не опасен обман чувств» (Леонардо Эйлер).
Как я могу добиться лучшего усвоения знаний моими учениками?
В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно ориентированное обучение.
Плеяда известных российских учёных (Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, Е.И.Казакова, С.В.Кульневич, Т.В.Машарова, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.) направляет свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно ориентированного образования.
Я постаралась систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе расширить границы его использования.
Что же такое личностно ориентированный подход?
Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.
Данное представление о сущности личностно ориентированного подхода позволяет мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность.
В трактовке личностно ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Притом что во многих педагогических трудах эти понятия, особенно в последнее время, обычно употребляются как синонимы, но это далеко не так, каждый из них имеет свои нюансы и особенности, осмысление которых полезно в практическом плане. Так, термин « дифференциация» (от лат.- различие) указывает на необходимость «деления, структурирования, выделения частей».
Дифференциация – организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под индивидуализацией понимается учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности. В этом подходе опора делается на персональные особенности деятельности, на характеристику качеств личности, её индивидуальные свойства, т. е. принимаются во внимание особенности каждого ребёнка.
Иными словами, системообразующим фактором дифференцированного подхода является различие содержания, сущности обучения, системообразующим фактором индивидуального подхода – индивидуум, личность с её особенностями. Это понимание выводит нас на необходимость осмысления с точки зрения дифференцированного подхода таких терминов, «личностно ориентированный учебный процесс», «индивидуальная образовательная программа», а с точки зрения индивидуального подхода терминов «индивидуальные склонности», «индивидуально – образовательная траектория».
Практика подтверждает наличие широкого разброса индивидуальных различий учащихся и как следствие большого разброса в уровне усвоения знаний у учащихся одного и того же класса.
«Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует: - дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности;
проектирование (технологизация) личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
Таким образом, можно заключить, что в основу дифференцированного подхода в обучении мы включаем личность ученика.

2.1 СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Социальный заказ моей работы обусловлен главной целью городской целевой программы образования «Столичное образование-5» – создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
Основные задачи данной программы следующие:
 создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования;
 создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования;
 создание условий для развития научно-технического творчества, обучающихся, включая новые формы образовательного процесса, на примере принципов работы «Технорама»;
 обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами, в том числе воспитателями для дошкольных образовательных учреждений.
Основной целью в общем образовании является создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.
Закон РФ «Об образовании» провозглашает право каждого растущего человека на свободное развитие и одновременно требует от школы обеспечить усвоение каждым учеником установленного стандарта, то есть ориентирует педагогов на поиск путей сближения знаниевой и личностно ориентированной стратегий.
Главными ценностными ориентирами в работе современной российской школы выступают неразрывно связанные со свободой гуманистические и культурные приоритеты, которые можно трансформировать в три ведущие концептуальные идеи: идею личностной направленности, идею добровольности и общедоступности и идею межкультурной интеграции.
Идея личностной направленности позволяет школе путём последовательной дифференциации и индивидуализации всего образовательного процесса (учёт личностной специфики учащихся) и его персонализации (учёт личностных особенностей педагогов) преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга.
Идея добровольности и общедоступности предполагает возможность свободного выбора каждым ребёнком и его родителями из всего спектра предлагаемых услуг тех, которые позволят интересам, потребностям и творческим потенциям получить наибольшее удовлетворение и развитие.
Идея межкультурной интеграции предполагает учитывать особенности социального и культурного окружения означает переход от экстенсивного построения содержания и способов образования к интенсивному, создание новых интегрированных курсов и установление разноуровневых межпредметных связей; восстановление разорванных нитей со своими культурными корнями и сближение с культурами народов, оказывающих влияние на социокультурную ситуацию в России.
Главная цель школы заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные потребности и возможности всех без исключения детей, изъявивших желание в ней обучаться, обеспечить условия их свободного самоопределения, самореализации и овладения комплексом ключевых компетенций.
Базовые принципы достижения этой цели: свобода, культуросообразность и личностно ориентированный подход в условиях разноуровневой дифференциации.
Общество предъявляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка. При этом представление о социальном заказе на образовательные услуги весьма размыты. Можем ли мы относиться к школе как к инструменту формирования гражданского общества, правового государства, рыночной экономики? А действует ли в обществе функция «социального лифта»- чем выше уровень образования, тем выше уровень жизни, как отдельного человека, так и общества в целом?
Бесспорно, социально-экономические условия, в которых функционирует российское образование, существенно изменились. Очевидно и то, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного образования. Однозначного ответа на вопрос, каким должен быть механизм выполнения социального заказа и удовлетворения образовательных потребностей учащихся, нет. Однако существенным фактором, ограничивающим реализацию этого механизма, становится экономическая эффективность образования, которая определяется соотношением затрат на обучение и востребованностью выпускников той или иной специальности на рынке труда. По мнению экспертов, сейчас в России 80% выпускников вузов работают не по специальности, а 70% выпускников профессиональных училищ находятся без работы, что свидетельствует о «нецелевом» расходовании средств на образование, недостаточной его экономической эффективности.
Международные исследования свидетельствуют, что российские выпускники имеют более глубокие знания, чем их зарубежные ровесники, но хуже умеют их применять. Аналогичная картина складывается на рынке труда, когда вакансии занимают некомпетентные специалисты, которые усвоили некоторый объём знаний, но не могут эффективно выполнять свои профессиональные функции. Система общего образования не отвечает запросам общества.


Скачать бесплатно analiticheskijotchetodeyatelnostiuchitelyamatemati.rar [73,7 Kb] (cкачиваний: 147)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ