Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Особенности проведения викторин для детей.

 (голосов: 0)
   14 февраля 2007 | Просмотров: 5500


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….31. Викторина: понятие, функции и видовое многообразие………………...5
2. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста и их учет при разработке викторин……………….12
3. Технология организации и проведения викторин………………………20
Заключение…………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………..29
Приложение………………………………………………………………….32

Введение

Дети порой соревнуются между собой в эрудиции. «Соревнуются» - это от природы: от щенячьих игр и петушиных боев. «В эрудиции» - это от человеческого общества: от культа знаний, от авторитета образования, от престижа кругозора.
Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом. «А ты знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают». Взрослые тоже соревнуются в эрудиции и тоже хвастаются. Только делают это сознательно. Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленностью. Для них намного важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой: соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли «викторины», «интеллектуальные игры», «эрудиционы», «турниры знатоков» и еще много чего другого с разными названиями, но единой сущностью: все это - специально организованные соревнования в эрудиции. Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей. Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться по правилам. В этой связи викторина, как форма детского досуга, является достаточно актуальной темой.
Объект исследования – формы детского досуга.
Предмет исследования – викторина, как форма детского досуга.
Цель исследования – изучить понятие «викторина», как форму организации детского досуга.
Для достижения данной цели решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, функции и видовое многообразие викторин.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть технологию организации и проведения викторин.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили публикации таких авторов, как: А.Ф. Валовик, А. Викторов, М.А. Давыдова, Л. Конько, В. Крючков, В.П. Лебедева, М. Маслакова, Е.Г. Розанова, Л.Ф. Тихомирова и т.д.

Глава 1 Технологические особенности организации и проведения
викторин для детей

1.1 Викторина: понятие, функции и видовое многообразие

Викторины являются частью игровой деятельности. Для того чтобы обратиться к игре в структуре досуга, необходимо оговорить ряд связанных с этим понятием моментов. Эта необходимость вызвана тотальным использованием слова «игра». Здесь и «политические игры» и «игра мускулов», «игра на сцене» и «деловые игры», «игра на нервах» и «игра на гитаре» и так до бесконечности. Поэтому для нашего предмета вычленим то понимание и толкование игры, которое сущностно и отражает ее особенности. Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера [23]. Игра - это свободное проявление человеческой деятельности [29]. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, не может называться игрой. Например, выступления профессиональных артистов или спортсменов - это их трудовая деятельность и с сущностным пониманием игры никак не связана. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге. Поэтому ее нельзя связывать и с культурной функцией, такой, например, как обряд, ритуал, церемония, так как в этом случае она окажется в ситуации долженствования, обязанности. Даже дети, для которых игра - основной вид деятельности, прекрасно осознают ее условность.
Примером может быть эпизод, описанный английским ученым Йоханом Гонзегой. Четырехлетний мальчик сидел на первом из поставленных друг за другом стульев, играя в поезд. Когда подошел отец и обнял сына, тот сказал: «Не целуй мотор, папа, а то вагоны подумают, что они не настоящие» [12].
Цели, которые преследует игра, которым она служит, лежат вне непосредственных материальных интересов и индивидуальных биологических потребностей. У древних греков игра обозначала забавы детей. У евреев - соответствовало понятиям шутки и смеха. У римлян - радость, веселье. У древних германцев - плавное движение, доставляющее удовольствие. В английском языке вообще существуют два понятия: «play» - игровое действие и «game» - игра по четким правилам.
Итак, как мы видим, с понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.
Игра лишь один из видов досуговой деятельности, вернее - одна из ее форм. Как самостоятельный вид деятельности, он предстает в игре ребенка. В его индивидуальном развитии игра является ведущим видом деятельности, деятельностью игровой, предшествующей учебной, трудовой и досуговой. Игровая деятельность - это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческого сознания [24; 32].
Для ребенка игра - это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. Как только ребенок покидает мир беззаботного детства, как только у него появляются социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно исчезает и ей на смену приходит досуговая [26]. Происходит это тогда, когда он идет в школу. Учеба становится непреложным занятием, обусловленным внешней целесообразностью. Возникает деятельность учебная, которая для него, как уже отмечалось, в достаточной степени сложный и насыщенный труд, делящий время на учебное и свободное от него – досугу.
Это до сих пор еще не нашло своего осознания как в теории, так и в практике педагогики. В отчете симпозиума «Игра и обучение», проведенного в Париже в 1985 году, отмечалось, что если в детском саду с игрой не возникает никаких проблем, то в начальной и средней школе учителя оказываются в растерянности, когда им приходится вводить игру в своих классах. Причина такого положения кроется в непонимании или не осознании того факта, что в школе в учебном процессе игра предстает уже в ином качестве. Игровая деятельность уступила место досуговой и игра стала одной из ее форм. Обращение в учебном процессе к так называемым игровым методам - это не внесение в него развлекательных и соревновательных элементов, а моделирование, формирование каких-либо условных ситуаций и задач, что игрой в ее сущностном понимании не является [2].
Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь в викторину любую аудиторию, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей слово связалось с викторией - победой и тем самым приобрело свой новый смысл.
Викторина, как одна из форм досуговой деятельности, оказывает на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же заключается педагогический эффект от викторины.
Во-первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время проведения викторины, тяготеет к сохранению даже после окончания викторины. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.
В-четвертых, в кругу викторины (да и любой другой игры) законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет. Здесь действуют другие. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят «В игре да в дороге познают людей».
Викторина выявляет личностные качества человека играющего - ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют поведение человека. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из викторины. Тут проблема порядочности и совести не есть что-то большее, чем страх наказания. Это моральное осуждение. Взрослые, как и дети, оценивают попытку сыграть не по правилам как несоблюдение добрых личностных взаимоотношений.
В-пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и реакреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
В-седьмых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства [6; 7; 18].
Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Викторины, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие [10].
Ограничимся двумя группообразуюшими характеристиками викторин - численным составом и наличием или отсутствием конкурсности. По первой группообразующей характеристике викторины бывают индивидуальные, парные, командные (групповые). По второй - состязательные и ролевые [10; 15].
Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.
Требование первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда человек включится в викторину, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения викторины или разрушать ее.
Требование второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.
Третье требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.
Четвертое требование. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников. В таких викторинах с удовольствием принимают участие подростки и молодые люди и редко люди старшего возраста. Чем человек старше, тем критичнее он относится к себе, тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять участие в викторине перед массой незнакомых людей. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, как мы входим в переполненный театральный зал, чтобы занять свое место. Нам кажется, что все взгляды устремлены на нас. Но это только кажется, а при проведении конкурса на нас действительно будут смотреть все. Поэтому викторина является наиболее предпочтительной формой организации досуга при работе с массовой аудиторией Доступность викторины - это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека. Тем не менее, при определенной организации в «детские» викторины с удовольствием играют взрослые. Принцип известной детской игры в испорченный телефон использован для телевизионной игры «Пойми меня», которая благодаря телевидению получила популярность.
Требование пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др. [4; 12; 25].
Все эти требования относятся к викторинам соревновательным. В другой группе викторин - ролевых - такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях. В отличие от ролевых викторин ребенка, побуждаемых стремлением подражать поведению взрослых в реальной жизни, у взрослого человека ролевая викторина (игра) - это способ развлечения. В одних случаях такая игра не выходит за рамки костюмирования, когда с помощью одежды и аксессуаров человек обретает образ какого-либо известного литературного или исторического персонажа, представителя другой эпохи, страны, народа. Подобное исполнение роли присуще массовой досуговой деятельности, формой которой являются карнавалы, маскарады, культовые праздники. В других случаях ролевая игра осуществляется как совместная групповая досуговая деятельность и представляет собой театрализованное поведение, условное разыгрывание действа в условной обстановке.
Содержание этих игр (викторин) не носит сюжетного характера и произвольно в своих проявлениях. Например, участники встречи уславливаются, что проведут ее подобно мушкетерам в таверне или как древнегреческие граждане во время симпосионов. При этом дают согласие участвовать в викторине и отвечать на вопросы, касающиеся той эпохи, образ которой они символизируют.
Участие в таких играх-викторинах требует определенных знаний об эпохе, манерах поведения и общения, характере одежды. Определенные знания нужны и для воссоздания обстановки, аксессуаров и т.п. [17].
Педагогическая ценность ролевых игр-викторин в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.
В отличие от ролевых игр-викторин все прочие строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Само определение викторин как соревновательных говорит об их сути. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга - один школьный класс против другого, одна команда против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям - болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в викторине. Люди охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д. [5].
Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной.
Малейшее проявление необъективности, предвзятости, подсуживания накладывает негативный отпечаток на настроение всех присутствующих. И хотя отношение к викторине выражается фразой «а если проиграем, то что мы собственно, теряем», несправедливое решение надолго оставляет осадок в душе проигравших и их болельщиков. Самый простой способ избежать субъективности - опереться на решение не одного, а нескольких судей, которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку, как это происходит на спортивных соревнованиях фигуристов [19].
Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать [2]:
Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.
Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.
В-третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной медали с соответствующей надписью и т.п.
В-четвертых, само представление приза как цели, к достижению которой будут стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент викторины, если его представить в скрытом виде, как «темный приз».


Скачать бесплатно osobennosti-provedeniya-viktorin-dlya-detej.rar [38,39 Kb] (cкачиваний: 55)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ