Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Аналитический отчет о деятельности учителя музыки.

 (голосов: 4)
   18 февраля 2009 | Просмотров: 17031


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Краткая информационная справка об учителе ……………………….6
2. Педагогическая концепция …………………………………………… 7
2.1 Социальный заказ, ожидаемый результат …………………………..10
2.2 Проектная идея ………………………………………………………..13
2.3 Приоритетные цели, ожидаемые результаты, направление деятельности …………………………………………………………..14
3. Реализация концепции ……………………………………………......17
4. Результативность, динамика достижений
I критерий ……………………………………………………………… .21
II критерий ………………………………………………………………..25
III критерий ……………………………………………………………….25
IV критерий ……………………………………………………………….27
V критерий ………………………………………………………………..29
Заключение ……………………………………………………………….30

ВВЕДЕНИЕ

Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка – народная потребность.
Людвиг Ван Бетховен.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.
Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.
Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).
Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.
Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.
Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку – классическую и народную.
Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания. Именно поэтому учитель музыки ГОУ СОШ №1161 Багдеева Наталья Рафаэловна выбрала основную тему своей работы и деятельности – это «Формирование и развитие музыкального вкуса учащихся».

1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧИТЕЛЕ

Багдеева Наталья Рафаэловна окончила МГМУ в 1986 году. Решением государственной экзаменационной комиссии ей была присвоена квалификация учителя музыки в общеобразовательной школе. Общий педагогический стаж 24 года, из которых 14 лет Наталья Рафаэловна работает в ГОУ СОШ № 11161. имеет вторую квалификационную категорию (12 разряд), которая была присвоена в 2008 году. Также является старшим пионервожатым школы, и в данном качестве Наталье Рафаэловне была присвоена в 2006 году первая квалификационная категория (13 разряд).
Наталья Рафаэловна была награждена почетной грамотой ЮЗОУО ДО г. Москвы.
Наталья Рафаэловна – это, в первую очередь творческая личность. Она вносит в свои уроки разнообразие методов преподавания музыки в школе, приобщает учащихся к удивительному и прекрасному миру. Теоретическая значимость ее уроков музыки состоит в дополнении музыкальной педагогики новыми подходами к интерпретации понятия и структуры музыкальной культуры через создание этапов музыкальной технологии; в определении механизма формирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки.
Практическая значимость ее уроков заключается в:
 изучении и учете интересов учащихся для создания ситуации, в которой ученик является соавтором урока;
 использовании адресных приемов музыкального воспитания, построенных на принципах развивающего обучения, при помощи музыкальных технических средств (компьютеры, CD-плееры, музыкальные центры и др.);
 опоре на региональный компонент через сотрудничество с общественными, государственными музыкальными организациями.
Основной темой своего творческого и профессионального развития Наталья Рафаэловна считает тему «Развитие и формирование музыкального вкуса учащихся». Данная тема прослеживается на всех уроках, внеклассных мероприятиях, а также в работе пионервожатого.
Наталья Рафаэловна – это учитель, который не останавливается на достигнутом и занимается постоянным самообразованием. В данный момент она является студенткой 3 курса МГИ.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Музыка, как и другие искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного совершенствования человека. Воздействуя интонационно на чувства, сознание и неосознанные пласты человеческой психики, на личность в целом, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.
Духовные ценности, запечатленные в музыке, — общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Поэтому важнейшими задачами музыкального образования должно быть развитие художественного восприятия и воспитание эстетических чувств.
Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть. И моё мнение состоит в том, что приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке, происходит в процессе общения учителя и ученика с музыкальным произведением (его внутренним миром, а также автором, эпохой, исполнителем).
Педагогическая философия Натальи Рафаэловны – философия добра, уважения Человека в ребёнке. Она позволяет осознать, что любой ребёнок – это Человек. И надо не унижать его достоинства, а воспринимать его как равного себе, сделать его своим единомышленником, своим оппонентом, разбудить его мысль и дать ему возможность гордиться собой.
Можно завоевать авторитет серьёзным отношением к предмету, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить ребёнка полюбить – нельзя. Ребёнок не откроет душу, пока не увидит, что учитель делает это первым.
Поэтому эпиграфом к своей концепции Наталья Рафаэловна взяла слова Фёдора Абрамова: «Душа – наша главная культура». По сути, они-то и определили ее путь к ученику, к музыке, к себе самой.
Основная цель педагогического творчества – создание новых методов и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-педагогического общения.
Если уроки, которые создаёт учитель, действительно являются результатом его творчества, художественно-педагогической позиции, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству, говорят же: «Пока интересно учителю – интересно детям».
Подлинное творческое взаимодействие в процессе школьного урока начинается в тот момент, когда что-то единое становится объектом совместных интересов, желаний и устремлений. Этим единым может быть и новизна впечатлений, и тайна композиторского замысла, и красота художественного образа, и увлекательность исполнительской деятельности, и эмоциональность слушательских интерпретаций.
За время работы в школе Наталья Рафаэловна накопила достаточный опыт и навыки работы с детьми. К своей работе педагог старается подойти творчески и с любовью. Невооруженным взглядом видно, что профессия учителя музыки нравится Наталье Рафаэловне, и нравится она, прежде всего тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. По мнению Натальи Рафаэловны, школа – это самое надежное и интересное место для занятий музыкой с детьми. В течение многих лет Наталья Рафаэловна работает над проблемой «Формирование и развитие музыкального вкуса у учащихся». В связи с этим были поставлены следующие задачи:
развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку;
развитие творческой личности на уроках музыки.
Уроки музыки – это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.
Уроки музыки по программе Д.Б. Кабалевского открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально-ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.). Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Цель базового музыкального образования в школе — ввести детей в мир музыки. Как считает Наталья Рафаэловна, это значит воспитать музыкальную культуру детей. Отличить хорошее от плохого. Вхождение ребенка в музыку — это постепенное раскрытие его духовности, возвышение чувств, приобщение к миру прекрасного, воспитание ценностного отношения к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности. Оно не должно сводиться к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, хотя предполагает их приобретение.
Важно поставить в центр музыкально-воспитательного процесса творчески активную личность учащегося, что требует применения компетентностного подхода к преподаванию музыки.

2.1 СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено”.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков. На мой взгляд, данный вопрос нуждается в более углубленном исследовании. В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции:
 коммуникативная, связанная с общением по поводу музыки;
 аффилиативная, предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);
 суггестивная, связанная с внушением;
 пронологическая, предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;
 физиологической и психологической разрядки (крик, топанье и т.п.);
 идентификации с себе подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;
 рекреативно-гедонистическая, связанная с получением удовольствия от слушания музыки;
 эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.
Многочисленные исследования музыкальных интересов и вкусов школьников всех возрастов говорят о том, что и сейчас значительный перевес в предпочтении «довольно обычно» имеют не те произведения, которые учитель считает художественными.
Музыкальный вкус – способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.


Скачать бесплатно analiticheskijotchetodeyatelnostiuchitelyamuzyki.rar [49,72 Kb] (cкачиваний: 258)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ