Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Аналитический отчет о деятельности учителя начальных классов.

 (голосов: 16)
   18 февраля 2009 | Просмотров: 41912


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Краткая информационная справка об учителе ……………………….5
2. Педагогическая концепция …………………………………………… 6
2.1 Социальный заказ, ожидаемый результат ……………………………9
2.2 Проектная идея ………………………………………………………..11
2.3 Приоритетные цели, ожидаемые результаты, направление деятельности …………………………………………………………..14
3. Реализация концепции ……………………………………………......15
4. Результативность, динамика достижений
I критерий ……………………………………………………………… .18
II критерий ………………………………………………………………..23
III критерий ……………………………………………………………….23
IV критерий ……………………………………………………………….26
V критерий ………………………………………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

Только в творчестве осуществляется
личность, а его отсутствие означает
отсутствие личности.
В.А. Никифоров
Изменившаяся образовательная парадигма требует определенного переосмысления всего положительного опыта, накопленного русской, советской и современной педагогической школой, его применения с учетом коренных преобразований. Соответственно необходимы исследования, посвященные проблеме совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя и рассматриваемые в контексте формирования педагогического творчества как основы, определяющей профессиональную компетентность специалиста.
Особенностью деятельности учителя является тот факт, что он участвует в творческом акте – сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога.
Важнейшей задачей школы, по мнению А.А. Леонтьева, является создание у учащихся установки на творчество, на свободный, но ответственный и обоснованный выбор или создание новых возможностей. Но может ли педагог, сам творчески не развитый, развить творческие способности у своих учеников? Очевидно, нет. Именно поэтому учителю должно быть присуще профессиональное творчество.
Учитель начальных классов ГОУ СОШ №1161 Максимова Светлана Александровна 10 лет работала по программе «Школа 2100». Творчество учителя, работающего в рамках Образовательной системы «Школа 2100» – это, прежде всего вера в потенциальные силы и возможности ребенка, умение видеть свою социальную роль в успехах своих питомцев, их нравственном становлении.
Справедливо замечание Л.М. Денякиной о том, что «не каждый педагог может подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения. Но к творчеству, к поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может (и, добавим, должен!) приобщиться каждый».
Сейчас, работая по системе Занкова, Светлана Александровна применяет требования, которые были предложены педагогам в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Ее работа – это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий на своих уроках, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Педагогическая концепция Светланы Александровны направлена на то, что учитель обязан работать во благо развития ребенка. Основными технологиями, которые пользуется Светлана Александровна в своей работе – это создание творческих проектов и педагогика ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
Естественно, что такое отношение к своему труду, к своему творчеству приносит свои плоды, что показано в увеличении качества образования, росте успеваемости и желании детей учиться и самореализовываться. Система работы Светланы Александровны ориентирована на овладение передовыми педагогическими технологиями, на использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания личности, на освоение компьютерной техники, формирование целостной научной картины мира, способности к жизненному самоопределению учащихся.

1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧИТЕЛЕ
Максимова Светлана Александровна закончила в 1986 году МПТУ №4 по специальности педагогика и методика начального обучения. Решением государственной экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация учитель начальных классов средней школы. Общий педагогический стаж 22 года 5 месяцев, стаж работы в ГОУ СОШ №1161 – 4 года. Имеет высшую квалификационную категорию (14 разряд), которая была присвоена в 2005 году. В настоящее время работает в 1 классе. В совершенстве знает свой предмет, владеет методикой преподавания.
Светлана Александровна самостоятельно разрабатывает разноуровневые задания по предметам, использует разнообразные формы обучения, идеи развивающего образования. В 2007-2008 учебном году была руководителем методобъединения учителей начальных классов, работающих по теме: «Индивидуализация и дифференциация обучения», является активным участником творческих групп по личностно-ориентированному обучению и исследовательской деятельности, выступает с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов, школьного и городского методических объединений («Индивидуализация и дифференциация в обучении», «Проблема развития внимания младших школьников», «Проектная деятельность в начальной школе», «Проблема становления и развития познавательного интереса у учащихся младшей школы в условиях проектной деятельности»).
Светлана Александровна – педагог, который занимается самообразованием и стремится к совершенству в своей работе. В 2005 г. Светлана Александровна закончила МГППУ и ей была присвоена квалификация педагог-психолог, в настоящее время получает второе высшее образование в МГИ, обучается на 3 курсе по специальности логопедия. Как педагогу-психологу Светлане Александровне была присвоена первая квалификационная категория (13 разряд) в 2008 году.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Педагогическая концепция Светланы Александровны основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими.
За многие годы работы в школе Светланой Александровной накоплен положительный опыт в преподавании по различным учебно-методическим комплектам. Традиционные школьные программы претерпели множество упрощений, особенно программы по математике и русскому языку. Изучение многих тем из начальной школы перенесены в 5-6 классы, в результате чего усложнилась программа среднего звена. Эти изменения вносились благими намерениями: устранить перегрузку учащихся начальных классов. Но с этими изменениями исчезла связующая ступенька от начальной к средней школе. Перед педагогом встал вопрос: как облегчить усвоение знаний учениками, избегая перегрузок. Как учить детей, чтобы они сами стремились к познанию, чтобы не угасал, а возрастал у них интерес к знаниям.
Понимая, что никто кроме самого педагога не сможет придумать, как помочь ученикам овладеть новыми знаниями и возможностями, Светлана Александровна овладевала новой системой образования. Работая 10 лет по Образовательной системе «Школа 2100», Светлана Александровна смогла выработать собственную педагогическую концепцию. В основе этого обучения лежит личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование. Это Система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
Основная концепция «Школы 2100» следующая:
 гуманистический характер образования;
 воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
 единство федерального культурного и образовательного пространства;
 общедоступность образования;
 свобода и плюрализм в образовании;
 развитие общества;
 укрепление и совершенствование правового государства;
 обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;
 формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
 интеграция личности в национальную и мировую культуру;
 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Поэтому педагогическая концепция Светланы Александровны и ее система взглядов на работу по этой системе следующая:
дать каждому ученику возможность реализовать свои способности – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
создать комфортные условия для каждого ученика – защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций;
формировать ситуацию успеха – адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
В настоящее время Светлана Александровна работает по системе Занкова, которая, в принципе, является неким родоначальником идей, представленных в Образовательной системе «Школа 2100».
Основные особенности дидактической системы общего развития школьников:
методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое объектом познания определяет не отдельные факты или явления, а, прежде всего, их существенные, взаимообусловленные связи, на раскрытие которых нацеливается мысль ребенка;
дидактическая система выстроена в ходе комплексного исследования проблемы соотношения обучения и развития школьников, с опорой на знания о ребенке, которые дают смежные науки: психология, физиология, дефектология, социология;
Л.В. Занков первым назвал важнейшим компонентом, определяющим эффективность системы, сотрудничество: «учитель - ученики - родители» и реализовал его в процессе обучения;
он первым выдвинул и обосновал положение о том, что в школе нет главных и неглавных учебных предметов, каждый из них имеет свое важное значение для общего развития ребенка;
он ввел в педагогику понятия «прямые» и «косвенные» пути учения школьников, доказав доминирующую роль в их соотношении косвенных путей;
авторы системы ввели перекрестное изучение результативности обучения и развития школьников:
1) по трем генеральным линиям отношения человека к действительности: наблюдение, мышление, практические действия,
2) по уровням общего развития: мышления, воли, чувств школьника,
3) по уровням самоконтроля,
4) по уровням усвоения знаний, умений и навыков.
Таким образом, в область дидактики включена личность ученика.

2.1 СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Социально-экономические изменения в обществе приводят к новому пониманию качества образования, изменению его структуры и содержания. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся.
Личность рождается с природной способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. Педагоги начальной школы, должны помнить об этом и понимать, что создание условий для развития творческой личности – это главный стратегический императив I ступени обучения.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач начального образования может выступать, как считает Светлана Александровна, в первую очередь, развивающая система Л.В. Занкова. В ней развитие личности понимается не как развитие отдельных сторон – внимания, воображения, памяти и т.п., а как общее развитие личности. И в этом актуальность данного подхода.
Что же такое развивающее обучение? Чем оно отличается от «традиционного»?- вот круг вопросов, на которые, прежде всего, ищут ответы учителя.
Развивающее обучение по системе, разработанной под руководством академика Л.В. Занкова, направлено на общее развитие школьников и поэтому базируется на частично-поисковом методе, способствует решению следующих задач:
 Как можно учить детей без «2» и без принуждения;
 Как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
 Как сделать учение радостным?
Добиться максимального развития каждого ученика – цель работы Максимовой Светланы Александровны по данной системе.
Система Л. В. Занкова дает ученику:
 развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
 радость от свободного умственного труда творчества и общения;
 самостоятельность, уверенность, ответственность;
 стремление к сотрудничеству.
Система Л. В. Занкова дает учителю:
 изменение взгляда на образование и ученика;
 технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
 расширение возможностей для творчества;
Система Л. В. Занкова дает родителям:
 уверенность в успешном будущем своего ребенка.

2.2 ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ
Самое трудное и необходимое при развивающем обучении – разговорить детей, научить думать и мыслить, слушать и слышать. Для этого учитель должен обладать высоким профессиональным мастерством, педагогическим тактом и терпением.
Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание, умело подвести при помощи противоречий и ответов других учащихся к правильному выводу.
И так из урока в урок…
Ученик привыкает контролировать себя, самостоятельно думать и принимать решения, высказывать свои критические суждения и не перекладывать свою работу на другого.
Помимо этого большое внимание уделяется регуляции внутриколлективных, групповых и индивидуальных взаимоотношений.
Анализ всего вышеперечисленного приводит к постановке следующего вопроса:
- А развивается ли личность?
- Да, действительно, эта система развивает ученика. Интересно учить и интересно учиться, потому что интересно вместе находить истину, когда ученик видит себя соучастником деятельности учителя.
Для подтверждения предлагается сравнить особенности дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова, с традиционным подходом в учебно-воспитательном процессе:

Развивающее обучение

Традиционное обучение
Развитие – это возникновение новообразований по трем линиям умственной деятельности: анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия. Развитие – усвоение образцов, накопленных общественным опытом.
Цель дидактических принципов продиктована идеей максимальной эффективности обучения для общего развития ребенка Цель дидактических принципов обеспечить успешный результат в усвоении знаний, умений и навыков.
Опора на зону ближайшего развития ребенка Опора на зону актуального развития ребенка.
Контроль за развитием через оценку относительной успешности. Контроль за развитием через оценку абсолютной успешности
Организация хода познания «от ученика» Организация хода познания «от учителя»
Использование вопросно-ответного метода обучения с использованием вопросов общего характера, не ограничивающих мыслительную деятельность определенными параметрами. Использование вопросно-ответного метода обучения с преобладанием конкретных вопросов, целью которых воспроизведение усвоенных знаний.
Отказ от поурочного балла. Главным мотивом обучения становится удовлетворение от интеллектуальной деятельности, связанной с процессом познания. Использование поурочного балла для внешней мотивации учебной деятельности.
Обогащение содержания образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности Традиционное содержание образования.
Основные принципы обучения:
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
2. Ведущая роль теоретических знаний
3. Прохождение учебного материала быстрыми темпами.
4. Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых. Основные принципы обучения:
1. Принцип доступности
2. Принцип наглядности
3. Принцип прочности усвоения знаний.
4. Сознательность обучения.
5. Индивидуальный подход в обучении

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного обучения является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Сейчас существует острая социальная потребность в творчестве и в творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления, стремление реализовать себя, проявить свои возможности – одна из важнейших задач сегодняшней школы.
Но обратимся вновь к стратегическому социальному заказу. Как создать условия для формирования творческой личности, личности, способной творчески мыслить? На все ли запросы развития личности отвечает развивающая система Л.В. Занкова? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем возрасте, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет того, что разовьем у наших воспитанников критическое мышление – это школе по силам.
- Что же такое творческое, критическое мышление?
- Может ли школа научить творческому мышлению?
- Что делать с детьми, которые «выпадают» из поисковой деятельности в классе?
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Поэтому Светланой Александровной так строится учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами идет процесс развития творческих способностей личности.
Именно такой интегрированный подход к организации учебного процесса определил тему концепции Светланы Александровны и видение развития критического мышления в начальной школе.


Скачать бесплатно analiticheskijotchetodeyatelnostiuchitelyanachalny.rar [70,29 Kb] (cкачиваний: 243)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ