Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Педагогические условия формирования у младших школьников потребности в ЗОЖ.

 (голосов: 4)
   15 августа 2007 | Просмотров: 7578


Содержание

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования у младших
школьников потребностей в ЗОЖ……………………………………………….6
1.1. Проблемы формирования у младших школьников потребностей в
ЗОЖ в психологической, педагогической литературе…………………………6
1.2. Особенности формирования у младших школьников потребностей
в ЗОЖ……………………………………………………………………..………11
1.3. Критерии и уровни формирования у младших школьников
потребностей в ЗОЖ…………………………………………………………….18
1.4. Анализ существующего педагогического опыта формирования
у младших школьников потребностей в ЗОЖ…………………………………24
Выводы ………………...……………………………….………………………..32

Введение

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.
В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.
Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в условиях «открытого» образовательного учреждения.
Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с младших классов, данное исследование весьма актуально.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников потребности в ЗОЖ.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников потребности в ЗОЖ.
Цель: выявить педагогические условия формирования у младших школьников потребности в ЗОЖ.
Задачи:
1) изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) выявить особенности формирования потребностей у младших школьников в ЗОЖ;
3) выявить методические приемы формирования потребностей у младших школьников в ЗОЖ.
Гипотеза: формирование у младших школьников потребностей в ЗОЖ будет эффективным, если:
- повышению эффективности формирования ЗОЖ у младших школьников в условиях спортивной школы будет способствовать использование разработанных форм и методов социально- педагогической деятельности;
- образовательное учреждение в своей деятельности использует потенциал различных социумов, которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования культуры здорового образа младших школьников;
- в содержание образовательного процесса образовательного учреждения внедряются инновационные технологии, способствующие формированию стремления к ведению культуры здорового образа;
- деятельность всех служб образовательного учреждения направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей;
- приоритетным направлением в работе образовательного учреждения с семьей является ее участие в формировании культуры здорового образа жизни.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Метод наблюдения и анкетирования учащихся.
Теоретической основой исследования являются: теоретико-методологические положения о сущности культуры здорового образа жизни и теоретические основы его формирования таких ученых, как Н.А.Амосов, В.П. Петленко, и др.

Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников потребностей в ЗОЖ
1.1. Проблемы формирования у младших школьников потребностей в ЗОЖ в психологической, педагогической литературе

Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далёкой древности сформировалось и понятие «здоровье».
Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек.
На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни .
Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
• уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
• исследование состояния здоровья детей младших классов и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
• выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
• создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.
Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения .
Однако педагогическая наука и практика остро нуждаются в интеграционно-методических и концептуальных исследованиях проблемы формирования культуры здорового образа жизни. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.
Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
Здоровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» .
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.
Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума .
Здоровье определяется как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием .
В результате важнейших медико-биологических открытий, развития философских и психологических наук произошло значительное переосмысление этой категории. Оно трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе социальном, нежели биологическом. Ведь человек как существо сугубо социальное не может не зависеть от множества социальных факторов: уровня экономического развития, политической ситуации, культурного и духовного состояния, стремления человека к познанию и творчеству. Оно обогатилось понятием «благополучие».
Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:
• гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын);
• процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);
• как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (P.M. Баевский, П. Михайлов, М. Попов);
• целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина) .
В педагогике существует свое определение понятия «здоровье». В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред .
Возвращаясь к определению понятия «здоровый образ жизни» можем выделить наиболее полные определения данного понятия:
1. Здоровый образ жизни – это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;
2. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;
3. Здоровый образ жизни – социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь
4. Здоровый образ жизни – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально психологической ситуаций .
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья младших школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма .
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.

1.2. Особенности формирования у младших школьников потребностей в ЗОЖ

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности .
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний .
Учитывая состояние здоровья детей младшего школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .
Обучающий аспект этой системы включает в себя:
• освоение учебных программ по здоровому образу жизни;
• освоение пособий для педагогов и учащихся;
• создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;
• обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ) .


Скачать бесплатно pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-u-mladshix.rar [31,25 Kb] (cкачиваний: 42)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ