Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Положение США, Японии и Западной Европы в борьбе за мировое экономическое первенство.

 (голосов: 0)
   15 марта 2006 | Просмотров: 2784


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ ЗА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО США 4
2. ЯПОНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ 13
3. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА - ПРЕТЕНДЕНТ НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Введение
Вся история человечества выглядит как постоянное соперничество стран и борьба за лидерство. В последние полстолетия на передний край выдвинулись США. Так обозначился единственный полюс мира - США Сторонники много-полюсного мира, из числа самых сильных стран, ущемлённые в своем лидерст-ве и лишённые шансов занять первое место, лицемерно ссылаются на ограни-чения в соревновании, что вредит прогрессу. В прошлом ("многополюсном") веке лидерство толкало на завоевание мирового господства немцев, японцев, русских. Всем известно, чем это кончилось. Реальными конкурентами США в борьбе за первенство являются Европейское содружество, Япония. Важнейшим элементом лидерства является интеллект страны. Учёные со всего мира съез-жаются в лаборатории Америки. Расходы на науку огромны. У американцев почти половина Нобелевских премий по науке, куплено 80% патентов. В то же время образование, культура и демократия, присущие США, стимулируют в других странах свободу, гражданские права и экологию, поэтому их гегемония не грозит миру возвратом к социализму или фашизму. Даже наоборот - гаран-тирует от таких вспышек в отдельных странах.
Разумеется, антагонизм между государствами не исчезнет, но он не выйдет за рамки локальных конфликтов. Таким образом, в современную эпоху рыноч-ной экономики, борьба государств за мировое экономическое первенство явля-ется очень актуальной темой исследований и обсуждений, т.к. именно борьба, конкуренция способствует развитию и совершенствованию экономики, а зна-чит, и других сторон жизни общества.
Целью данной работы является рассмотрение положения США, Японии и Западной Европы в борьбе за мировое экономическое первенство.
Для этого решим следующие задачи:
 Рассмотреть борьбу США за мировое экономическое первенство;
 Описать деятельность Японии в борьбе за мировое первенство;
 Раскрыть аспекты экономической стратегии Западной Европы.

1. Стратегия борьбы за мировое господство США
После распада Советского Союза и Варшавского Пакта, Россия наследова-ла ракеты и армию, но без мощной экономики она уже не может притянуть в свою орбиту соседей. Тоталитарный социализм уступил либерализму в эконо-мическом и идеологическом соревновании. Правда, ещё держится "социализм с китайской спецификой", но и он дрейфует в сторону либерализма. Северную Корею и Кубу в расчёт можно не принимать - мировую революцию они не за-жгут. Особняком стоит исламский мир, однако, пока он не способен к объеди-нению, чтобы представить собой мощную силу.
Так обозначился единственный полюс мира – США. США - это передовая держава, обладающая большой производственной мощью и огромным потен-циалом развития. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серь-езных конкурентов, но не надолго. Экономический подъем Западной Европы, и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение. Угроза лидирующей роли США в мировом хозяйстве вызвала необходимость реши-тельных мер: в США заметно возросли расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ускорились и углубились процессы пере-стройки промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулирования научно-технического прогресса. Важ-нейшее значение для положения США в мировом хозяйстве имеет то, что на их долю приходится сегодня около половины мирового экспорта зерна. Вместе с тем в традиционных отраслях - сталелитейной промышленности, судостроении, производстве станков, легкой промышленности и производстве потребитель-ских товаров длительного пользования - США проигрывает своим конкурентам не только из Западной Европы и Японии, но и из «новых индустриальных» стран. Все более важным фактором международной экономической жизни ста-новятся американские транснациональные корпорации и их филиалы за грани-цей.

Реальными конкурентами США в борьбе за экономическое первенство являются Европейское содружество, Япония. так можно утверждать на ос-новании следующих показателей.
Таблица 1. Таблица соотношений
США Европа Япония
Экономика (Прирост ВВП, %) 1 (3%) 1(2%) 0,4(3%)
Наука и технологии 1 0,5 0,4
Мощь вооружения 1 0,3 0,05
Сумма трех показателей 3 1,8 0,85
Население в миллиардах 0,3 0,5 0,12

На сегодняшний день мы становимся свидетелями «формирования на-стоящей интегрированной сферы; власть перемещается с одного побережья Ти-хого океана на другое». Однако существуют важные условия, которые предсто-ит выполнить любому кандидату на роль центра будущей мировой экономики, и эти условия, особенно для Японии, могут оказаться трудновыполнимыми. Впервые в истории капитализма нация, претендующая на роль центра, проявля-ет колебания и не решается заплатить за это полной монетой и взвалить на себя ношу имперской мантии. Япония отлично усвоила один урок, согласно которо-му вершина - это ближайшая к пропасти точка. Разумеется, Соединенные Шта-ты не намерены добровольно сойти со сцены, и, безусловно, Америке пока хва-тает собственных финансовых, технологических и демографических ресурсов. в мировом экспорте продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал неуклонно снижаться (табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей обрабаты-вающей промышленности, %
1981-1985 гг.* 1991 г. 1995 г. 2002 г.
Общее и транспортное машино-строение 17,1 15,1 14,4 13,5
Химическая промышленность в целом 15,0 13,3 13,2 13,0
Остальные базовые отрасли пе-реработки 8,5 7,6 7,9 7,2
*B среднем за период.
Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей обрабаты-вающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что от-нюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегиче-ской целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традицион-ных сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных отраслях обрабатывающей промышленности.
Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в целом этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на протяжении минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в национальной обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл. Прирост в среднем за год составляет 2,8%. Среднестатистическая зарпла-та производственных рабочих в рассматриваемом секторе экономики (с ростом приблизительно на 3% в год), достигла к 1997 г. 13,2 долл. в час (см. табл.3).
Таблица 3
Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в текущих ценах
1990 г. 1996 г.
Всего ВВП Соединенных Штатов 5743837 7636036
Всего ВВП в обрабатывающей промышленности 1031425 1332093
В том числе
- в производстве промышленного оборудования 114831 150198
- в производстве электронного и электротехническо-го оборудования 94926 143753
- в автомобилестроении 46102 85054
- в приборостроении 52212 52280
При незначительном росте производства в традиционных отраслях и сокращении экспорта соответствующей продукции из США на мировой рынок должны существовать иные подразделения обрабатывающей промышленности страны, которые развиваются опережающими темпами, для обеспечения в целом повышательной тенденции в данном секторе национальной экономики и сохранения американской гегемонии на мировом рынке промышленной про-дукции, для сохранения профицита государственного бюджета, обозначивше-гося с 1998 г. И такие отрасли существуют.
В то же время США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехноло-гических видов современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров, почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности композиционных ма-териалов и иных материалов с заданными свойствами. Список этот можно про-должать, но совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, что-бы находиться на острие научно-технического прогресса и сохранять во что бы то ни стало инициативу в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся результатом данных НИОКР.
Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой про-дукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследо-вания работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятель-ности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами фи-нансирования их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности. Госу-дарственная поддержка научных исследований стала в США приоритетом но-мер один всех послевоенных администраций. В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП Соединенные Штаты безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе (см. табл. 4). И лишь в необоронных отраслях им серьезную конкуренцию составляют Япония и Германия. Однако фактические объемы затрат на НИОКР даже по гражданской тематике в США и других странах просто несопоставимы. По разным оценкам, на НИОКР гражданского профиля США расходуют столько же средств, сколько все остальные страны "большой семерки" вместе взятые (в данном случае Россия в экономическом отношении к "семерке" присоединена быть не может).
Таблица 4
Затраты на НИОКР в ВВП, 2000 г., %
Все НИОКР НИОКР необоронного характера
США 2,55 2,10
Германия 2,26 2,20
Япония 2,78 2,74
Франция 2,34 2,05
Италия 1,13 1,11
Великобритания 2,05 1,78
В отличие от подавляющего большинства промышленных отраслей нацио-нальной экономики, которым никогда не выделяется бюджетное финансирова-ние из государственных источников (это сфера исключительно частных инве-стиций), в производство высоконаукоемких и сверхпередовых производств го-сударство вкладывает значительные средства: непосредственно или опосредо-ванно - через финансирование научных исследований, предоставление налого-вых льгот, введение эмбарго на соответствующую продукцию иностранного производства и другие протекционистские меры.
Одним из наиболее крупных и фундаментальных вопросов конца XX в. яв-ляются взаимоотношения между США и окружающими странами, под которы-ми понимаются не только и не столько американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство на современном этапе, и обратную связь — от США к окружающему миру.
Учитывая мощь США, их роль в международных отношениях в конце ны-нешнего столетия, понятно, что в данном случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней, оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и - главное - хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя "избранной", "особой", "наиболее любимой богом". В-третьих, США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систе-му союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, поли-тическим мышлением, технологическими прорывами, а главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.
Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной остав-шейся сверхдержавой.
Этот тезис связан с определенным видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием холодной войны. Тезис этот отражает глубо-кое убеждение в том, что, несмотря на окончание эпохи конфронтации, во вся-ком случае старой конфронтации между Востоком и Западом, между комму-низмом и свободным миром, отношения между ними остаются основанными на силовой иерархии, на подсчете количества ракет, авианосных соединений, бое-готовых дивизий и прочих силовых моментов, жестко определяющих место ка-ждой страны в мировой табели о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует твердое убеждение, что двуполярная модель мира в современных условиях может эволюционировать исключительно в сторону однополярной и что распад двуполярной международной системы в глазах многих политических деятелей США воспринимался только как становление однополярной.
Утверждение "США - единственная сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку—о роли самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторо-нам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.
Отсюда делаем соответствующие выводы. Во-первых, об основах стабиль-ности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это прежде всего означает усиле-ние степени ответственности США и их политического механизма.
Во-вторых, выводы из концепции "единственной сверхдержавы" опреде-ляют также объем и содержание функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их союзников возла-гается ответственность за поддержание общей международной стабильности, в связи с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона к ООН. Если раньше, в условиях многополярного мира после окончания второй мировой войны, когда существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двупо-лярного мира, когда из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать в качестве дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования их интересов, то в условиях однопо-лярного мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать с кем бы то ни бы-ло свои интересы, а следовательно, не нужен и механизм Совета Безопасности ООН.
В-третьих, в рамках этой концепции стали меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над собственными же планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания международной безопасности, права и ценностей с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и по-ставок вооружений. В противовес временам холодной войны, оказалось, что применение силы не просто оправданно, но и целесообразно, а также полезно, - естественно, силы американской против не-американцев, а не наоборот. "На-оборот" по-прежнему осуждалось как "отсталость" и "варварство", как наруше-ние "международных норм и стандартов".
В-четвертых, концепция "США - единственная сверхдержава" связана и с продолжением углубления раздела стран на друзей и недругов Америки. Со времени начала холодной войны система взаимоотношений США с другими государствами была довольно разнообразной: союзнические связи, партнерст-во, дружественные, нейтральные отношения, холодность, безразличие, враж-дебность. Но все это при известном, хотя и трудно усваиваемом принципе ува-жения к суверенитету других, потому что всегда была еще одна страна, которая могла утешить всех обиженных, не понятых и не принятых Вашингтоном, как это случилось с Кубой, Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д. После окончания холодной войны ситуация упростилась: перед каждым из государств возник вопрос о том, какие отношения строить с США - дружественные или нет? А "еще одной страны", к которой в случае чего можно было бы обратиться за помощью, уже нет в природе. Таким образом, мир становится все более од-номерным" не проамериканским или просоветским, а либо проамериканским, либо антиамериканским.
Помимо совершенно новых схем построения "мира по-американски", что само по себе может означать его сильнейшую дестабилизацию и даже повыше-ние конфликтного потенциала.


Скачать бесплатно polozhenie-ssha-yaponii-i-zapadnoj-evropy-v-borbe.rar [44,15 Kb] (cкачиваний: 23)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ