Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Правовые и административные основы социальной работы в РФ.

 (голосов: 1)
   24 марта 2005 | Просмотров: 4625


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Правовые основы социальной работы
в Российской Федерации…………………………………………5
1.1. Правовая характеристика понятий «социальная работа»
и «социальное государство»…………………………………...5
1.2. Механизм реализации социальной работы
в российском законодательстве………………………………..7
Глава 2 Административные основы в технологии
в социальной работы…………………………………………….14
2.1. Сущность управления в социальной работе…………………14
2.2. Характеристика основных методов управления…………….23
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….36

Введение

Информационно-технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идет процесс отказа от многих утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, идет критическая переоценка социальных ценностей, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, сопровождающийся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.
Организаторы политических и экономических преобразований оказывались не всегда способны адекватно реагировать на негативные последствия проводимых экономических преобразований. Во многом это объясняется недооценкой социальных технологий в управленческой деятельности.
Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб. Вооружение кадров комплексом методов и способов социальной работы позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.
В управлении наглядно проявляется эффективность технологизации. Управленческие отношения представляют собой сложную систему взаимообусловленных и переплетающихся отношений экономического, технического, организационного, политического, идеологического, правового, морального, социального (в узком смысле), психологического характера. В практике социального управления, в социальной работе их разделение почти невозможно, ибо оно связано непосредственно с человеком, через которого познаются, формируются и индуцируются эти отношения. Социальная работа призвана решать не столько задачи организации совместной деятельности, сколько экономические, политические, правовые, психологические, технологические и другие задачи, то есть задачи социальной жизнедеятельности индивида в целом.
Объект исследования – технология социальной работы.
Предмет исследования – правовые и административные основы технологии социальной работы.
Цель исследования – изучить правовые и административные основы технологии социальной работы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику понятий «социальная работа» и «социальное государство».
2. Рассмотреть механизм реализации социальной работы в российском законодательстве.
3. Выявить сущность управления в социальной работе.
4. Представить характеристику основных методов управления

Глава 1 Правовые основы социальной работы в Российской Федерации

1.1. Правовая характеристика понятий «социальная работа» и «социальное государство»

В условиях реформирования Российского государства, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Поэтому все большее внимание уделяется социальной работе, которая призвана решить социальные проблемы людей. Социальная работа – функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Социальная работа, как деятельность, не может эффективно реализовываться без ее законодательного закрепления в нормах права государства.
Правовые основы социальной работы косвенно закреплены в главном законе государства - Конституции Российской Федерации. Так, в ст.7 Конституции Российской Федерации говорится [1]:
«1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено в нашей стране именно в Конституции 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, организует и проводит социальную работу.
Термин «социальное государство» лишь в середине XX века начал входить в конституционные документы, отражая новую, возросшую ныне роль государства: забота о человеке, поддержка, менее социальнозащищенных слоев населения [8].
Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Сами термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» нуждаются в конкретизации. Под достойной жизнью обычно понимают, прежде всего, материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием – физическое, умственное и нравственное совершенствование человека [13].
Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду следующее. Его обязанность оказывать социальные услуги населению не означает замену государственным попечительством экономической свободы и активности, хозяйской и предпринимательской инициативы членов общества. Не опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.
Ст.39 Конституции РФ также закрепляет правовые основы социальной работы, так в ней говорится о том, что [1]:
«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».


1.2. Механизм реализации социальной работы в российском законодательстве

Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.
Конкретные правовые основания для получения гарантированных социальных выплат взамен трудовых доходов или в дополнение к ним многочисленны. Основные виды выплат закреплены в Конституции.
Обычный, или общеустановленный, пенсионный возраст в Российской Федерации – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Именно с этим возрастом для большинства граждан связано официальное окончание рабочего периода жизни. С ним, как правило, связывается и предоставление льгот и услуг, предназначенных пожилым людям.
Под болезнью (травмой) понимается нарушение состояния здоровья, повлекшее временную утрату трудоспособности, то есть необходимость прекращения обычного профессионального труда в течение относительно непродолжительного периода времени [2].
В отличие от болезни инвалидность означает потерю трудоспособности на длительный срок или постоянно. Согласно пенсионному законодательству, инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.
Потеря кормильца (смерть, безвестное отсутствие) вызывает потребность в обеспечении нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении.
Конституция дополняет традиционные основания социального обеспечения новым – воспитанием детей. Оно является обобщенным выражением ряда конкретных оснований для социальной поддержки семьи, которые появляются с рождением и воспитанием детей и предусмотрены действующим законодательством (беременность и роды рождение ребенка, уход за малолетним ребенком и т.д.).
Действующим законодательством установлены и некоторые другие основания социального обеспечения (например, выслуга лет, безработица). Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных мировой практике случаев социального риска, т.е. риска утраты заработка или его недостаточности по объективным причинам [9; 13].
По своему содержанию право на социальное обеспечение складывается из права на получение денежного дохода и права на социальное обслуживание, призванное удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством здоровья (потребность в помощи в ведении домашнего хозяйства, в специальных средствах передвижения, в содержании и комплексном обслуживании в домах-интернатах и т.д.).
Другой вид обеспечения – социальные пособия – имеет большое значение в поддержании соответствующего жизненного уровня трудоспособного населения. Они либо компенсируют временно утраченный заработок, либо дополняют трудовые и иные законные доходы лиц (семей), несущих повышенные расходы, связанные, как правило, с рождением и воспитанием детей. По специфике оснований обеспечения и социальному назначению можно выделить три группы пособий:
1) пособия по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т.п.);
2) пособия по безработице;
3) пособия семьям, имеющим детей (или собирающимся иметь детей) [3; 15].
Уровень и характер правового регулирования системы пособий различны, но закрепление в законе прав граждан необходимо и в этой области социального обеспечения, тем самым, закрепляя правовые основы социальной работы.
Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения, которые всегда сопутствовали государственной системе, но получили особо заметное распространение в последние годы. Конституция подтверждает право негосударственных форм социального обеспечения на независимое функционирование, предоставляет им государственное покровительство.
Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, в порядке личного страхования, из других частных источников. Многоканальность поступления средств расширяет индивидуальные возможности защищаемых лиц, повышает эффективность социального обеспечения в целом.
Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее сохранения и развития определена в ст.7 Конституции [1], формулирующей цели социальной политики. В силу узкой сферы действия и недостаточно высоких размеров выплат негосударственные формы и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе выплат по государственной системе.
Наиболее типичными формами благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств предприятиями, общественными организациями, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей непосредственно социальным учреждениям. Расширяется сеть благотворительных фондов, т.е. специализированных организаций, аккумулирующих, сохраняющих и распределяющих денежные средства в соответствии с уставными задачами, собственными социальными программами. Создание благоприятного правового режима для развития благотворительности и благотворительных фондов как структурной основы благотворительной деятельности дополнит правовую базу социальной работы [13].
В ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации [1] также косвенно упоминается о правовых основах социальной работы. В соответствии с этой статьей, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. А государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется различными методами, включая правовые, направленные на предупреждение повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации [1] каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.
В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. И это не случайно, ведь как показывает мировая практика образование влияет на социальную, политическую и экономическую сферы жизнедеятельности человека; от образования зависит будущее государства.
В Российской Федерации каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в соответствующем высшем учебном заведении. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, действует в соответствии с выдаваемой ему в установленном порядке лицензией. Лицам, окончившим высшее учебное заведение, выдается диплом государственного образца. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и соответственно ученой степени.
Следует отметить, что наряду с бесплатным обучением в высших учебных заведениях ныне в соответствии с Законом «Об образовании» допускается возможность организации учебного процесса на платной основе в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах и т.п. [7].
Упоминаемые статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социальное законодательство.
Далее государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
В последнее время мы становимся свидетелями формирования системы социального права, социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.), дополняются социальными ценностями, такими, как равенство, являющееся основой социальной справедливости.


Скачать бесплатно pravovye-i-administrativnye-osnovy-socialnoj.rar [31,03 Kb] (cкачиваний: 33)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ