Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Проблема смертной казни в России.

 (голосов: 0)
   22 декабря 2005 | Просмотров: 4355


Введение 3

1)Происхождение, понятие и эволюция смертной казни на
Руси до XVIII… 4
1.1) Происхождение и понятие смертной казни 4

1.2) Смертная казнь в период становления государства и права в Древней Руси……………………………………………………………….10

1.3) Смертная казнь в период феодальной раздробленности………….13
1.4) Смертная казнь в период объединения русских земель……………15
1.5) Смертная казнь в период сословно-представительной
монархии………………………………………………………………16

2) Смертная казнь в Российской империи 25

2.1) Смертная казнь в период абсолютизма……………………………...25

2.2) Высшая мера наказания в условиях кризиса феодально-крепостнической системы……………………………………………39
2.3) Высшая мера наказания в условиях перехода к буржуазной монархии……………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………46

Хотите предотвратить преступление?
Сделайте так, чтобы люди боялись законов,
но никого, кроме законов, не боялись
Екатерина II
Введение.

Смертная казнь является наиболее строгим и, по мнению многих, слишком жестоким уголовным наказанием. Оно состоит в лишении осужденного жизни и в случае приведения в исполнение характеризуется необратимостью.
Как показывают многочисленные исследования, практика применения смертной казни не оказывает существенного влияния на динамику наиболее опасных преступных проявлений. В то же время нельзя считаться с тем, что преобладающая часть современных людей считает это наказание не только наиболее справедливым, но и единственно возможным в определенных ситуациях.
Поэтому смертная казнь в настоящее время применяется в большинстве стран мира. Ее отменили около 35 стран, в том числе Австрия, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. В Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии законом предусмотрено применение смертной казни лишь в военное время или при чрезвычайных обстоятельствах.
Такому положению в немалой степени способствовало их вступление в Совет Европы: государства – члены этой организации обязаны подписать протокол № 6 от 1983 г. (относительно смертной казни) к Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и привести свое законодательство в соответствие с его требованиями.
В 1997 г. Европейский парламент принял резолюцию об отмене смертной казни, призвав все страны ввести мораторий на применение смертных приговоров.
В России на протяжении ХХ века смертная казнь отменялась пять раз, но всякий раз через непродолжительное время вновь восстанавливалась. В настоящее время ее применение основано на ст. 20 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой смертная казнь «вплоть до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В соответствии с этим ст. 59 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает смертную казнь как временную меру, с учетом Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
Смертная казнь отнесена законом к числу основных видов уголовного наказания. Ее назначение как исключительной меры должно быть обязательно мотивировано в приговоре суда.
Как и пожизненное лишение свободы, смертная казнь может применяться только за совершение особо тяжких преступлений против жизни и не может назначаться несовершеннолетним, женщинам, а также мужчинам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста. Она также не назначается при вердикте присяжных о снисхождении (ст. 65 УК РФ), за приготовление и покушение на преступление (ч. 4 ст. 66 УК РФ). Некоторые ограничения применения смертной казни предусмотрены в рамках институтов освобождения от ответственности или наказания за истечением сроков давности (ст. 78, 83 УК РФ), а также в нормах уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет. Порядок исполнения смертной казни регламентирован гл. 23 УИК РФ. В ст. 186 УИК указано, что данное наказание исполняется непублично путем расстрела.

Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов и прочих идиотов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается проблема смертной казни. По словам авторитетнейшего историка права Н.Д.Сергеевского, «науки общественные и юридические знают такие вопросы, которые никогда не могут потерять своего значения, которые из века в век привлекают к себе критическую мысль человека и останутся вечно новыми. Это суть именно те вопросы, разрешение которых связано с прогрессом природы человека, с изменением его психических свойств и социальных отношений. Идут годы, проходят столетия, но в ряду вопросов такого рода едва ли не первое место занимает вопрос о том явлении нашей государственной жизни, которое принято называть смертной казнью и которое состоит в лишении жизни одного гражданина силою всех прочих граждан за совершенное им нарушение установленного порядка общежития».
Целью моей работы является подробное изучение эволюции смертной казни в нашей стране, начиная от её появления и до XIX века. Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых Н.С.Таганцев. Несмотря на то, что о смертной казни написано немало, в теоретической разработке этой проблемы еще имеется множество белых пятен. Что же такое смертная казнь? Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А.Стручков определял кару как «комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного наказания». Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Но страдания преступника уже не нужны обществу, так как смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то ему доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов, он перестает существовать.
Почему же на протяжении стольких веков этот вид наказания оказался так живуч? Чем обусловлено его столь широкое применение? Насколько эффективна смертная казнь? Как влияет ситуация в обществе на отмену или сохранение смертной казни? Я постараюсь затронуть эти и многие другие вопросы в своей работе, проанализировать правовые, исторические, нравственные и социальные аспекты этого вида наказания, используя в качестве источников как юридическую литературу и нормативные акты того времени, так и произведения различных авторов, а также исследования общественного мнения и архивные материалы.
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
СМЕРТНОЙ КАЗНИ НА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЕН ДО XVIII в.
1.1. Происхождение и понятие смертной казни
С тех пор, как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь как вид уголовного наказания — непременный спутник человеческой цивилизации. Истоком смертной казни стал обычай кровной мести, который существовал десятки тысяч лет до образования первых государств.
Месть — институт общечеловеческий. Повсеместно принятый характер кровной мести объясняется необходимостью защищать свободу, жизнь и имущество. Другого способа защиты не существовало. Вместе с тем «обязанность мести — это и высокий нравственный и религиозный долг, забвение которого порождает изгнание из рода, и, наоборот, месть влекла за собой общий почет» .
Нельзя не согласиться с тезисом, что «в условиях родового строя понятие отдельной личности неизвестно... Мстит не человек человеку,
а племя племени» , ибо в основе обычая кровной мести лежали общественные отношения родового строя. Коллективная ответственность являлась определяющим началом рода. Ответственность за убийство (в виде мщения) вместе с совершившим его разделял и его род. Они же не подлецы, чтобы не мстить за своего! Однако по мере развития общественных отношений и разложения первобытно-общинного строя происходит ограничение права мести (сужается круг лиц, которым можно мстить и которые могут мстить, ограничиваются сроки мщения и места мщения), и в конце концов кровную месть заменяют на другие меры наказания.
Обычай кровной мести прошел с человеком длинный путь, трансформируясь из почетной обязанности каждого члена рода (при сохранении рода) до заурядного убийства под влиянием чувства мести, когда обычай перестает выполнять позитивную функцию регулятора межобщинных отношений. Человек – существо общественное, и он не мог не впитать в свою психологию и поведенческие мотивы опыта кровной мести.
Существовали несколько точек зрения как соотносятся между собой кровная месть и смертная казнь? Большинство историков права в прошлом не видели генетической связи этих понятий и считали, что смертная казнь на Руси распространяется под воздействием византийского права, а потом татарских обычаев , либо связывали распространение смертной казни с принятием христианства на Руси , т. е. объявляли смертную казнь на Руси «наказанием заносным» , полагая, что «усиление... применения кровавой расправы надо отнести... к некоторым чисто внешним влияниям: влиянию церковно-византийскому, татарскому игу и таким обстоятельствам, как борьба княжеств в период объединения их в Московское государство» .
В то же время существовала точка зрения, отмечающая связь между смертной казнью и местью, указывалось, что «это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало оплаты кровью за кровь, смертью за смерть» . Давалось следующее определение смертной казни: «...это есть наказание, состоящее в отнятии различными способами жизни у лица, совершившего преступление» . История смертной казни подразделялась на два периода, и в первый период смертная казнь является в виде убийства, совершаемого представителем семьи и рода в виде частного мщения, а во втором периоде смертная казнь получает характер лишения жизни преступника, совершаемого представителем общегосударственной власти, в виде общественного мщения. И смертная казнь и месть есть убийство за преступления, одно совершается по воле государства, другое – частного лица.

И в том и в другом случае происходит убийство человека. Но если в догосударственном обществе убийство осуществлялось, на основе кровной мести, то государство убивает по приговору суда, согласно существующему закону. Обычаи племен могут быть различны, принятый - же государством закон имеет большее общественное значение, поскольку в основании лежит уже не сила привычки убивать, а сила организованной власти сознательно убивать. Убийство приобретает общественный резонанс и публичный характер. Это уже смертная казнь. Когда кровная месть санкционируется государством, она становится нормой обычного права. Другими словами, признавая допустимость и правомерность отмеренной мести, власть требует лишь, чтобы она совершалась открыто или даже с предварительным объявлением о том представителю власти... Мститель освобождает себя от обвинения в преступном деянии, месть становится одним из видов дозволенного убийства.

Там, где по закону существует смертная казнь, сохраняется и обязанность каждого деликтоспособного лица нести ответственность за совершенные преступления, вплоть до применения к преступнику наказания в виде смертной казни. В этой связи важно выделить основные сущностные признаки смертной казни.
Первым признаком смертной казни является то, что она является наказанием. Сущностью любого наказания является кара. Кара представляет собой либо лишение или уменьшение прав или интересов человека, либо введение особого порядка их осуществления, либо установление обязанностей, которые обусловлены наказанием и которые не возлагаются на других граждан. При этом в смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека, — жизнь . Это верно. Однако наказание, следуя простому здравому смыслу, должно предполагать последующее исправление преступника. Но смертная казнь как раз и лишает человека последнего шанса на исправление. В этом коренное отличие смертной казни от обычного наказания. Поэтому в случае применения смертной казни надо говорить не 6 применении наказания, а о каре, лишении человека жизни с точки зрения существующего права. В связи с этим в смертной казни можно различить два элемента кары: физический элемент - лишение человека жизни путем насилия над ним и психический элемент — лишение человека надежды, мрачное и безвыходное положение его судьбы, причем нравственная пытка несравнима с самим актом физического насилия, совершаемого ради лишения жизни.
Однако право не развивается из первоначальных инстинктов и природы чувств. Государство должно исходить из объективных потребностей общества и искать равновесный подход к проблеме преступления и наказания, чтобы обеспечить безопасное проживание своих граждан, которые должны быть уверены, что их жизнь и достоинство будут защищены государством. Нередко сторонники полной отмены смертной казни в Российской Федерации говорят о праве на жизнь приговоренного к смерти преступника, забывая о таком же праве их жертвы. В юридической терминологии данная особенность смертной казни выражается термином «высшая мера наказания», т. е. самая суровая. Кроме того, «следует иметь в виду также страдания родных и близких приговоренного. Если страдания последнего прекращаются в момент приведения в исполнение приговора, то близкие расстрелянного особенно остро начинают ощущать свою потерю именно в это время» . В связи с этим обстоятельством совершенно безнравственное положение существует в отношении родственников казненного, которым не сообщается место захоронения казненного, а выдается только справка о приведении приговора в исполнение и свидетельство о смерти, чем усиливаются страдания родственников казненного, затрагивающие и их религиозные чувства.
Второй отличительный признак смертной казни заключается в том, что смертная казнь, как и всякое наказание, является принуждением и применяется, как правило, вопреки желанию осужденного и только от имени государства. То есть необходимо отличать смертную казнь, с одной стороны, от самоубийства, когда раскаявшийся виновный сам принимает решение уйти из жизни; с другой стороны, — от убийства, т. е. лишения жизни человека, пусть даже совершившего опасное преступление, без компетентного разбирательства в специальных судебных государственных органах, без вынесения смертного приговора от имени государства.
Третий отличительный признак смертной казни - она применяется только по приговору суда. Суд является государственным учреждением. В демократическом правовом государстве, каким по действующей Конституции является Российская Федерация, применяются демократические принципы судопроизводства — открытость, гласность, состязательность и т. п., поэтому, чем демократичнее государство, тем более полно и всесторонне будет рассмотрено конкретное уголовное дело, тем меньше возможности совершить непоправимую судебную ошибку. Введение же чрезвычайных судов, что было характерно для России в годы Гражданской войны и особенно в 30-е гг., чревато беззаконием, нарушением элементарных прав личности и как следствие — расстрел ни в чем не повинных людей. В Российской Федерации создание чрезвычайных судов запрещено Конституцией.
Четвертый признак — смертная казнь может быть назначена только за преступление, предусмотренное уголовным кодексом. С нашей точки зрения, современный Уголовный кодекс РФ приблизился к истинному пониманию преступления, за которое может назначаться смертная казнь, а именно за умышленное убийство и преступления, связанные с посягательством на жизнь человека. Господство «государственной школы» в уголовном праве России приводило к тому, что смертная казнь выносилась, прежде всего, за государственные преступления, высшая мера наказания защищала государственные интересы, но не жизнь человека, тогда как объективным свойством высшей - меры наказания, согласно ее происхождению, является защита жизни человека путем кары преступника за совершение убийства.
Пятый признак смертной казни применительно не только к современному, но и к советскому законодательству — временная мера. Смертная казнь всегда рассматривалась как временная мера до ее окончательной отмены в законодательстве. Это проявлялось в том, что высшая мера наказания не включалась в общий перечень уголовных наказаний и выделялась отдельно, тем самым подчеркивалась исключительность и временность этого наказания. В Конституции РФ (ч. 2 ст. 20) подчеркивается, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...».
Шестой признак — исключительность этой меры наказания. Исключительность смертной казни определяется, прежде всего, тем, что она является самым суровым наказанием, связанным с лишением жизни преступника. Кроме того, исключительный характер проявляется и в том, что высшая мера наказания назначается за узкий состав наиболее тяжких умышленных преступлений, связанных с умышленным убийством либо посягательством на жизнь. Исключительность также проявляется в том, что эта мера наказания редко приводится в исполнение.
Седьмой признак связан с целями, которые преследует данное наказание. Единственный смысл, который можно усмотреть в применении смертной казни, — это кара преступника и устрашение от совершения преступлений. Однозначно можно сказать, что общепревентивная роль смертной казни больше, чем любого другого наказания. Однако эффективность превенции смертней казни во многом зависит от того, насколько правомерно вынесение высшей меры наказания за конкретное преступление. Эффективность превенции находится в непосредственной зависимости от основной цели введения смертной казни в законодательстве — зашиты жизни человека.
Насколько эффективно устрашение, насколько правомерно применение кары по отношению "к человеку? Это те вопросы, которые вызывают постоянные незатихающие споры в обществе, ибо эта проблематика даже при ближайшем рассмотрении сложна и многогранна и затрагивает целый ряд проблем политического, социального, культурного и специального психофизического назначения.

1.2. Смертная казнь в период становления государства
и права в Древней Руси

Единственным письменным отечественным источником, дающим информацию о начальной поре общественного уклада восточных славян, является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. и хронологически доведенная до 1110г. Следует иметь в виду, что события, изложенные в «Повести», являются именно повестью, а не летописанием, поскольку письменных источников до написания «Повести» не было, и автор пользовался теми преданиями, которые передавались от отца к сыну. Поэтому, анализируя «Повесть временных лет», необходимо максимально осторожно выстраивать хронологию развития общественных процессов и установлений, касающихся происхождения и применения смертной казни. С введением христианства на Руси закон отцов перестает действовать, летописец понимал это и связывал свои надежды с «законом божием». Обычаи же славян имели подчиненное назначение, выполнение которых обеспечивало работу закона сохранения рода. Отмена института кровной мести шла по пути, во-первых, ограничения числа лиц, имеющих право мстить, а во-вторых, предоставления родственникам убитого права отказа от кровной мести и замены ее на выкуп. Поэтому отмена кровной мести находилась в прямой зависимости от развития экономических отношений и уровня общественного строя. В V в. у славянских племен существовала «продажа», т. е. взимание вир в пользу князя, в том числе и возможность замены кровной мести на выкуп . О применении смертной казни славянами в отношении военнопленных свидетельствуют многие источники , где упоминаются, по-видимому, древнейшие способы совершения казней: сжигание, посажение на кол, которые активно применялись и позднее — в Древнерусском государстве.
Эволюция ограничения и постепенной отмены смертной казни проводилась путем замены кровной мести на выкуп. Известны факты замены кровной мести имуществом убийцы, когда последний мог вступать в договор о выкупе с родственниками убитого, но не ранее чем по прошествии 40 дней после совершения убийства.
Первое письменное упоминание о замене кровной мести выкупом относится ко времени княжения Олега (907—912 гг.). Договор Руси с Византией 911 г., одним из источников которого послужил «Закон Русский», предусматривал кровную месть, но для родственников убитого предоставлялась альтернатива: либо отомстить убийце, либо потребовать выкуп.
Хотя на Руси по-прежнему существовал обычай кровной мести за убийство, однако был сделан важный шаг по ограничению мести, а именно: в случае побега убийцы ближайшие родственники убитого могли по суду удовлетвориться денежным выкупом в случае невозможности поимки убийцы или несостоятельности последнего.
Дальнейшее расширение применения смертной казни в России во многом связано с введением христианства на Руси князем Владимиром (988 г.) и организацией института церкви, призванной выполнять важные для государства идеологическую и морально-этическую функции.
Деятельность церкви по отношению к смертной казни имела двойственный характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна была бороться за ограничение и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы смертной казни) у славян-язычников и смертной казни вообще, а с другой стороны, выполняя важную функцию государства, она сама становилась инициатором введения карательных мер в законодательство Древнерусского государства.
Одной проповедью искоренить обычаи славян оказалось невозможно. Закон выживаемости рода был основан на праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший у славян в условиях разложения родовых отношений, приводил к тому, что сын шел на отца, брат на брата. Поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев в 996 г. восстанавливает смертную казнь. Причем она назначалась за разбой. Начиная с этого периода власть озабочена, прежде всего, защитой феодальной собственности. Происходит постепенный отход от природного предназначения смертной казни — защиты жизни человека.
Еще во времена Олега, заключая договоры с Византией, и даже в доолеговы времена по «Закону Русскому» княжеская власть достаточно активно вмешивалась в установленные обычаи кровной мести, допуская возможность откупиться состоятельным убийцам в случае скрытия их с места преступления. Дальнейшее развитие русского права зафиксировано в Русской Правде. Русская Правда — нормативно-правовой акт, принятый Ярославом (1019—1054 гг.) и его сыновьями, который в какой-то мере отразил отношение русских князей к смертной казни. Прежде всего узаконивается обычай кровной мести -древнейшая форма смертной казни.


Скачать бесплатно problema-smertnoj-kazni-v-rossii.rar [54,65 Kb] (cкачиваний: 24)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ