Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Проблема становления и развития познавательного интереса у подростков в условиях интерактивного обучения.

 (голосов: 0)
   13 декабря 2005 | Просмотров: 5701


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной деятельности подростков
1.1 Характеристика психолого-педагогических особенностей детей подросткового возраста
1.2 Структура и содержание познавательной деятельности учащихся подросткового возраста
Глава 2. Активизация познавательной деятельности подростков в условиях интерактивного обучения.
2.1 Интерактивное обучение – новый подход в обучении детей.
2.2 Особенности интерактивного обучения.
2.3 Приемы развития познавательной деятельности подростков в условиях интерактивного обучения
2.4 Педагогический эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования: «Проблема становления и развития познавательного интереса у подростков в условиях интерактивного обучения».
Выбор темы обуславливается ее актуальностью. Передовая педагогика наших дней написала на своих знаменах слова "антропоцентризм", "гуманистическая направленность", "личностная ориентация". Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Проблема развития познавательной активности учащихся является актуальной на протяжении становления и развития дидактики как науки. В самых разнообразных трактатах вопроса сущности познавательной активности в классической педагогике многие дидакты утверждали ее значение и главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современной жизни, демократизация и гуманизация всех сфер жизни общества, изменяют наши представления о способности и потенциале развития человека. В условиях глобальной информатизации общества формируется личность с новым, творческим типом мышления, умеющая работать с большим количеством информации и выбирать оптимальные решения.
Проникновение науки в жизнь людей, бурное развитие различных отраслей научных знаний (которое связано и с быстрым старением информации) обуславливают необходимость готовить человека в школе иначе, чем в прежние годы. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения производства технологических и социальных проблем, удваивался каждые 10—7 лет, а, начиная с 90-х гг. такое удвоение происходит за один-два года. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса, для преодоления которых традиционные методы освоения знаний человеком оказываются недостаточными. Педагогика в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. При этом образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль играли бы не традиционная
трансляция знаний, а создание условий для максимально возможного формирования конкретной личности.
Проблеме повышения уровня умственного развития детей и связанного с этим развития остальных познавательных процессов посвящено немало исследований. В этой связи отметим вклад в разработку этих вопросов Л.С. Выготского, создавшего теорию культурно-исторического развития психики. Идеи Л.С. Выготского стали отправной точкой для многих научных исследований. Так, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным и другими было доказано, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность, в работах С.Л. Рубинштейна
раскрыта проблема единства сознания и деятельности. Признавая ведущую роль обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин описали процесс формирования и развития учебной деятельности; операциональное содержание деятельности рассмотрено в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Н.Ф. Талызиной и др.
Непосредственно вопросами развития познавательной деятельности занимались Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др., в трудах которых раскрывается сущность процесса усвоения знаний и его основные компоненты. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи А.К. Маркова, В.И. Лозовая, Ж.Н. Тельнова, Г.И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Ряд отечественных и зарубежных психологов большое значение в процессе становления и развития учебно-познавательной деятельности отводят мотивации. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова подчеркивают взаимосвязь познавательного интереса и характера учебной деятельности, М.В. Матюхиной разработана методика оценки мотивации младших школьников.
Актуальность исследования определяет его цели и задачи, выбор объекта, предмета исследования, выдвижение его гипотезы.
Объект исследования – развитие познавательной деятельности подростков.
Предмет исследования – процесс становления и развития познавательного интереса подростков в условиях интерактивного обучения.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка модели продуктивной предметно-образовательной среды, обеспечивающей активизацию познавательной деятельности подростков в условиях интерактивного обучения.
Гипотеза исследования. Продуктивная предметно-образовательная среда обеспечит целенаправленную активизацию познавательной деятельности учащихся подросткового возраста, если в ее рамках будут созданы условия для полноценной реализации деятельностного подхода к обучению с использованием конструирования учебной информации на межпредметной основе и учетом особенностей восприятия, хранения и переработки информации учащимися.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретический аспект формирования познавательной деятельности подростков.
2. Выявить основные характеристики продуктивной предметно-образовательной среды и ее возможности для активизации познавательной деятельности подростков.
3. Разработать модель продуктивной предметно-образовательной среды, обеспечивающей активизацию познавательной деятельности учащихся подросткового возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность учебного процесса, реализующего на практике разработанную модель продуктивной предметно-образовательной среды.
Теоретической основой исследования явились: теория развития мышления (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.); концепция развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие); концепция личностноориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.А. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); концепция гуманизации учебно-воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, P.M. Рогов, Е.Н. Шиянов и др.); теории личности (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, А. Адлер и др.); теории интеллекта (М.А. Холодная, В.Н. Дружинин, Р. Стернберг); теория продуктивного обучения (И. Бем, Й. Шнайдер, М.И. Башмаков, Е.Ю. Лабренцева, И.П. Подласый, П.С. Хейфец, А.В. Хуторской); теории познавательной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, П.И. Пидкасистый и др.)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретический анализ (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);
• диагностика (наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, опрос);
• педагогический эксперимент;
• статистическая обработка данных (методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее
результаты расширяют имеющиеся представления о возможностях учета в процессе обучения особенностей восприятия, хранения и переработки информации учащимися подросткового возраста, путях конструирования учебной информации на межпредметной основе, методах и организационных формах, обеспечивающих освоение подростками учебной информации, способах оценки учебных достижений школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке методических пособий для учителей, в системе дополнительного образования учащихся, в обучении студентов педагогических колледжей и пединститутов, на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.
Данное исследование состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В содержании указываются основные главы и пункты данного исследования.
Во введении объясняется причина выбора данной темы для исследования, говорится об актуальности, новизне и теоретической значимости данного исследования.
Первая глава посвящена теоретическому анализу методической литературы, изучению психологических особенностей детей подросткового возраста, рассмотрению структуры и содержанию познавательной деятельности детей подросткового возраста.
Вторая глава является практическим экспериментом, в которой рассматриваются основные вопросы интерактивного обучения, и предлагается модель продуктивной предметно-образовательной среды, обеспечивающей активизацию познавательной деятельности учащихся подросткового возраста.
В заключении представлены основные положения, выводы, выявленные в ходе исследования.
Библиография представляет собой список литературы, авторов, которые дали основу теоретической части исследования.
В приложении представлены проекты, разработанные учителями.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1.1 Характеристика психолого-педагогических особенностей детей подросткового возраста. Подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним.
Данный возраст относят к критическому периоду психического развития. Остро протекает психический перелом, он является сложным и противоречивым, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. Личность в данном возрасте дисгармонична, происходит свёртывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и с взрослыми, со значительным расширением его деятельности, которая меняет свой характер вследствие направленности на новые формы отношений. Стремление найти свое место в обществе, становятся преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Всё это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности.
В этот момент происходит социализация подростков. Главным фактором в этом является группа сверстников, которая образуется на основе общности целей, схожести интересов. Так сверстники обсуждают и усваивают многие жизненно важные нормы и правила общения и взаимодействия, о которых взрослые, как правило, умалчивают. Прежде всего, сюда относятся интимные проблемы формирования мужественности и женственности, взаимоотношения полов. Встречая понимание сверстников, члены группы укрепляются в своих интересах, кумирах, тенденциях моды и стиля. Среди своих сверстников подросток ощущает себя равным, принятым, значимым. С помощью группы подростки могут сглаживать два достаточно мучительных беспокойства: «Такой ли я, как все?» и «Неужели я такой, как все?». По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы.


Скачать бесплатно problema-stanovleniya-i-razvitiya-poznavatelnogo.rar [32,73 Kb] (cкачиваний: 36)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ