Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Развитие интеллекта в младшем подростковом возрасте.

 (голосов: 2)
   12 июня 2009 | Просмотров: 5217


Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………….3
1. Факторы развития интеллекта в младшем подростковом возрасте:
теоретический аспект………………………………………………………………..5
1.1. Понятие «интеллект» и его содержание……………………………………….5
1.2. Особенности развития интеллекта в младшем подростковом возрасте…….7
2. Экспериментальное изучение интеллекта у детей младшего
подросткового возраста……………………………………………………………12
2.1. Методы и процедура исследования………………………………………….12
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложение Бланк Теста Айзенка………………………………………………...37

Введение

Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.
Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Объект исследования – дети младшего подросткового возраста.
Предмет исследования – факторы развития интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Цель исследования – изучить факторы развития интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
2. Проанализировать особенности развития интеллекта в младшем подростковом возрасте.
3. Провести экспериментальное изучение интеллекта у детей младшего подросткового возраста и обработать его результаты.
Методики исследования:
1. Тест Айзенка.
2. Тест «Нарисуй человека» (Гудинаф-Харриса).
База исследования – школа №49, учащиеся 7 «а» и 7 «б» классов, в количестве 50 человек.
Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: Е.А. Климов, В.М. Кузнецов, Н.С. Лейтес, Г. Мелхорн, А.П. Нечаева, О.О. Петрова, Л.Ф. Тихомирова и др., а также результаты тестирования.

1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Понятие «интеллект» и его содержание

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п. [7].
Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу тождествен ему (учение Платона и Аристотеля о нусе как высшей, надындивидуальной разумной части человеческой души; «ум» как первая ступень эманации мира, его истечения из единого начала - в неоплатонизме и т.д.). Это значение термина было воспринято и средневековой схоластикой (интеллкт как божественный интеллект и т.п.). При этом в противоположность «разуму» (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции) термин «интеллект» употреблялся в схоластике для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей).
В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: интеллект (нем. Verstand – «рассудок») - как способность образования понятий, а «разум» (нем. Vernunft) - как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка и разума; первый в качестве способности к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего «разумного», конкретно-диалектического понимания [2].
С конца XIX в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определенной системы их статистической обработки в факторном анализе. В этом случае говорят о таком понятии, как «коэффициент интеллектуальности».
Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращенно IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемый на основе различных тестовых методик.
Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903). Для каждого возрастного, исчисляемого в годах, периода уровень (норма) достигнутых знаний и умений полагался равным 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии. Сам термин введен австрийским психологом В. Штерном в 1911. С помощью показателя коэффициента интеллектуальности (IQ) в США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности учащихся, проводятся социолого-психологические обследования.
Система тестов на определение IQ включает как задания, требующие словесного ответа на поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например складывание целостной фигуры по данным ее частям. Требуется решить - с ограничением времени - простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определенной, заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям, переводится посредством таблиц, заранее отработанных на больших контингентах испытуемых, в соответствующий показатель IQ. При оценке учитывается возраст испытуемого [11].
По мнению большинства психологов, IQ оценивает главным образом наличный уровень знаний.

1.2. Особенности развития интеллекта в младшем
подростковом возрасте

В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление.
Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами [4; 13].
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словестно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательны процессов.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти [1; 6].
Однако, учебная деятельность подростка не лишена проблем. Одной из причин плохого усвоения знаний в подростковом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться. В подростковом возрасте учение в школе может стать формальной деятельностью, когда у подростка преобладают сильные неучебные интересы, а познавательные слабые или отсутствуют, когда среди складывающихся личных ценностей приобретение знаний не занимает существенного места. Абстрактное понимание необходимости учения в школе - недостаточный для подростка стимул к работе.
В средних классах дети различаются по многим параметрам. Различия существуют в:
- отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного;
- общем развитии - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
- объеме и прочности знаний в пределах школьной программы - от отличного ее усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам;
- способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;
- умениях преодолевать трудности в учебной работе - от значительного упорства до специфического иждивенства в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;
- интересах - от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого. При переходе в старшие классы у подростков могут возникать трудности в связи с тем, что вместо одного учителя появляется пять-шесть новых. Подростку приходится привыкать к каждому новому учителю, к его способам преподнесения материала и проверке домашних заданий [8; 18].
В подростковом возрасте изменяется само понятие «учение». Приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется целенаправленно и самостоятельно, но отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных учащихся. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим областям науки, техники или искусства [3; 9].
Важное значение приобретает самостоятельная деятельность подростков, содержание которой выходит за пределы школьной программы.
В подростковом возрасте происходят изменения в интеллектуальной сфере, связанные с тем, что появляющиеся новые предметы (физика, химия, алгебра и др.) требуют от учащихся овладения и развития новых способов усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня - теоретического, формального, рефлексивного мышления.
Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения [19]. Подросток в отличие от ребенка начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Таким образом, важнейшее приобретение подростка в анализе действительности - умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается еще и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.
Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект) [14].
Процесс осознания и управления подростком собственных интеллектуальных операций распространяется и на другие психические функции.
Необходимым условием успешного усвоения учебного материала, в том числе и наглядного - чертежей, схем и рисунков - является интеллектуализация процессов восприятия. Подросток учится не просто «видеть» чертеж, но и уметь понимать его смысл. Недостаточно просто запомнить чертеж и уметь его воспроизвести, значимая информация может быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определенные связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие чертежа насыщается размышлением и качественно меняется.
В подростковом периоде происходит интеллектуализация памяти. Постепенно возрастает число учащихся, применяющих приемы опосредованного запоминания, увеличивается запас таких приемов, их применение становится все более сознательным, намеренным, целенаправленным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровня владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения [16].
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.
Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Стремление к самообразованию – характерная особенность подросткового возраста [5; 10].
Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они лучше могут узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а так же способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные [12; 17].
Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным [15].
Подводя итог первой главы, можно сделать следующие выводы:
1. Интеллект представляет собой мыслительную способность человека. Учения об интеллекте восходят к глубокой древности и встречаются в трудах таких философов, как Платон, Аристотель, позднее у Гегеля.
2. Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью тестов на определение IQ принадлежит французскому психологу А. Бине.
3. Подростковый возраст характеризуется своими, отличными от других возрастов, особенностями формирования интеллекта, а именно совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление.
4. Для младшего подросткового возраста характерным является наличие умозаключений на всевозможные темы (нравственные, политические и т.д.), умение оперировать гипотезами, развитие логической памяти и др.


Скачать бесплатно razvitie-intellekta-v-mladshem-podrostkovom.rar [44,5 Kb] (cкачиваний: 27)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ