Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Развитие личности.

 (голосов: 0)
   4 июня 2009 | Просмотров: 3091


Содержание

Развитие личности (вместо введения) 3
Понятие ощущений 8
Восприятие 12
Коротко о памяти 15
Определение внимания 20
Эмоции 22
Сущность воли 26
Структура психического состояния 27
Литература 32


Развитие личности (вместо введения)
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неодно-значен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сто-рон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития че-ловека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преиму-щественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивиду-альности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, соци-альный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупно-сти, оказывая влияние друг на друга.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в сис-теме общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как ис-пользует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно иссле-дование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот ре-зультат.
В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; соци-ально-исторический образ жизни как источник развития личности и совмест-ная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
I. Индивидные свойства как предпосылки развития личности
Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуаль-ность - то, чем он отличается.
Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Инди-видные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развиваю-щейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выраже-ние закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект про-текания психических процессов.
2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятель-ности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).
3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они стано-вятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).
Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчи-няются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.
Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе проис-хождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности ком-пенсации и коррекциии.
Отдельные индивидные свойства и их роль.
Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.
Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, от-зывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.
Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").
Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.
Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.
II. Социально-исторический образ жизни как источник развития лично-сти определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и устано-вок личности, приобретенных в этой системе.
Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси соци-ального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.
Идея опосредованности всех общественных отношений личности дея-тельностью принадлежит А.Н. Леонтьеву. Однако центром личности являют-ся не столько сами по себе "узлы" многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятель-ностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности соци-альные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства.
На определенном этапе развития личности взаимоотношения между лично-стью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему де-терминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые опреде-ляют ее дальнейшее развитие.
Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по то-му или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные пози-ции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об инди-видуальности, становясь все более активным творцом общественного про-цесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвое-ния культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "вре-мени жить").
Временная структура личности
Выделяют различные формы времени, детерминирующие жизнь чело-века:
-физическое или хронологическое время;
- биологическое время (зависит от жизнедеятельности биологических систем);
- историческое время;
- психологическое время - условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути.
При изучении личности как субъекта деятельности Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) - осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) - преобразование других.
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 2 критерия сформированной личности:
1. Иерархичность мотивов, опосредованное поведение;
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением; сознательное соподчинение мотивов, сознательное опосредование поведения.
Два "рождения личности" по Леонтьеву:
1 - дошкольный возраст - первое иерархическое отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. Один из механизмов этого процесса - интериоризация - переход интерперсо-нальных отношений во внутреннюю мотивационную структуру.
2 - подростковый возраст - способность осознавать свои мотивы и про-водить активную работу по их соподчинению, то есть появление самосозна-ния.
Механизмы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер)
1. Сдвиг мотива на цель
Ребенок выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью или какой-либо другой потребности (мо-тив). Со временем те действия, которые длительно насыщались положитель-ными эмоциями посредством сочетания их выполнения с удовлетворением потребности, превращаются в самостоятельный мотив.
2. Механизм идентификаци, 2 стадии:
Первая стадия - подражание авторитету;
Вторая - дезактуализация образца - авторитет теряет субъективную значимость - это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем (Фиксация на образце - не норма).
3. Принятие и освоение социальных ролей, 2 стадии:
Первая - принятие и обучение социальной роли или занятие опреде-ленной социальной позиции. Социальная позиция способствует формирова-нию определенных черт не сама по себе, а через развитие соответствующей дятельности (например, маленький ребенок, на которого поручили младщих братьев).
В норме должна быть вторая стадия - выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль - фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития.
Детерминанты развития личности в разных концепциях
Различные концепции периодизации жизни человека (Эриксон, Элько-нин, Ж.Пиаже, Шпрангер...). Двигателем развития личности в этих концеп-циях являются противоречия между операционально-техническими возмож-ностями и развитием мотивационно-потребностной сферы.
Асмолов классифицирует детерминанты развития личности и разные концепции на следующие классы:
1. Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) - удовлетворение различных врожденных потребностей.
2. Принцип стрмеления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - дви-жущая сила это стремление к самоактуализации.
3. Отечественная психология:
- роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;
- положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн) [2,3].
Понятие ощущений
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естествен-ное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, ут-рату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явле-ния ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Об этом я еще скажу чуть ниже, в гла-ве «Восприятие». Психология имеет вполне конкретное определение ощуще-ний. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значи-мых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Спо-собность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в част-ности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры голов-ного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происхо-дит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях соз-нания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избиратель-но реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхож-дению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жиз-ненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро дово-дить до центральной нервной системы как главного органа управления дея-тельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или ана-лизаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработ-ки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физиче-ских, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений от-ражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, бу-дучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения при-косновения, давления, боли, тепла, холода и др.) , вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприо-цептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации сви-детельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соот-ветствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внут-ренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о со-стояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, не-сколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких яв-лениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным дан-ным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вы-числительную аналоговую машину, работающую по генотипически обуслов-ленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контро-лирует их выполнение.
Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, на-пример радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, нахо-дящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, чело-век в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от коротких космических лучей до ра-диоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. На-пример, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в сово-купности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, по-рождают в свою очередь ощущения различного цвета.
Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздейст-вия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся перио-дическими появлениями областей высокого и низкого давления, восприни-маются нами как звуки определенной высоты и громкости.


Скачать бесплатно razvitie-lichnosti.rar [31,47 Kb] (cкачиваний: 21)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ