Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Развитие творческих способностей детей в условиях детской театрализованной студии.

 (голосов: 4)
   18 июня 2009 | Просмотров: 5501


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Проблемы развития творческих способностей детей……………..5
1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание…..5
1.2. Психолого-педагогические особенности креативной
деятельности детей, как результативная форма развития
творческих способностей……………………………………….11
1.3. Самодеятельные любительские объединения, как
результативная форма развития творческих способностей…...13
Глава 2 Опыт развития творческих способностей дошкольников
на примере детской театрализованной студии «ТЕРЕМОК»…...23
2.1. Анализ деятельности детской студии «ТЕРЕМОК»…………...23
2.2. Диагностика уровня сформированности творческих
способностей студийцев…………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………….39

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, способствующая развитию творческих способностей. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями», - говорил Л.С. Выготский.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Объект исследования – творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие творческих способностей детей в условиях детской театрализованной студии «ТЕРЕМОК».
Цель исследования – изучить развитие творческих способностей детей в условиях детской театрализованной студии «ТЕРЕМОК».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, структуры и содержание творческих способностей.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности креативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить сущность самодеятельных любительских объединений, как результативной формы развития творческих способностей детей.
4. Проанализировать деятельность детской студии «ТЕРЕМОК».
5. Провести анализ уровня сформированности творческих способностей студийцев.
База исследования – детская театрализованная студия «ТЕРЕМОК».

Глава 1 Проблемы развития творческих способностей детей

1.1. Творческие способности: понятие, структура и содержание

Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности в определении понятий «способность» и «одаренность» связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Часто, в психолого-педагогической литературе термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный» [11].
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарования к чему-либо, как врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talant) – это выдающееся врожденное качество, особые природные способности [12].
Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.
Таким образом, способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова [28; 29], сделана попытка определить классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешной деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание индивидуально-психологических особенностей способностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Научный анализ работ С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова показывает, что врожденными могут быть задатки, а способности являются результатом развития задатков [28].
Современная психологическая наука определяет задатки как анатомо-физиологические возможности человека. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Обращаясь к работам В.В. Клименко, можно сказать, что задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности.
Анализируя анатомо-физиологические основы развития задатков, можно определить, что на их развитие оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители – возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа – приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
Таким образом, задатки, а на их фоне способности, различаются по качеству, широте, своеобразию их структуры и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.
По широте различаются:
- общие;
- специальные способности [13; 14; 24].
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.п. общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя, сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.
Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни [26]. Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода [25].
А общая одаренность рассматривается как система, включающая компоненты:
1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатка;
2) сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
3) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценить новые ситуации и решать новые проблемы;
4) эмоциально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения и целый ряд других [31].
Дж.Берлайн, А.В.Брушменский, Э.А.Голубева, А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, В.А.Крутецкий, А.М.Матюшкин, И.В.Равич-Щербо, В.М.Русалов, М.М.Теплов выдвинули понятие «творческой одаренности», содержащую следующую структуру:
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [29].
Исследования В.А.Моляко [23] позволило выделить в системе творческой одаренности следующие составляющие:
- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям;
- выработка эталонов для последующего отбора;
- проявление общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
- эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;
- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
- творческость – умение комбинировать, находить аналогии, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени;
- интуитивизм – склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.
В.А.Моляко интегрально представляет проявления одаренности через:
1) доминирование интересов и мотивов;
2) эмоциональную погруженность в деятельность;
3) волю к решению, к успеху;
4) общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
5) понимания сущности проблемы, задачи, ситуации;
6) бессознательное, интуитивное решение проблемы (внелогическое);
7) стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
8) многовариантность решений;
9) быстроту решений, оценок, прогнозов;
10) искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость) [23; 35].
В.А. Моляко выделяет основные типы творческой деятельности:
- научно-логический;
- технико-конструктивный;
- образно-художественный;
- вербально-поэтический;
- музыкально-двигательный;
- практико-технологический;
- ситуативный (спонтанный, рассудительный) [4; 6; 7].
Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
- реконструктивное творчество;
- комбинаторное творчество;
- творчество через аналогии.
Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:
- пониманию и структурированию исходной информации;
- постановки задачи;
- поиску к конструированию решений;
- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез [27].
Таким образом, предполагаемая структура творческой одаренности довольно многообразно описывает понятие одаренности, ее доминирующие характеристики - способности, особенности, характеризующие специфику творчества в конкретной человеческой деятельности.

1.2. Психолого-педагогические особенности креативной деятельности детей, как результативная форма развития творческих способностей

Старший дошкольный возраст является наиболее интенсивным периодом формирования учебной деятельности [6]. Старший дошкольник – становится субъектом учебной деятельности.
Старший дошкольный возраст характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности. Готовность определяется уровнем физиологического и психического, интеллектуального развития. В исследованиях Л.И.Божович [3], Н.И.Гуткиной [9], Д.Б.Эльконина [33] описаны основные показатели готовности к учебной деятельности:
- сформированность внутренней позиции;
- семиотическая функция;
- произвольность;
- умение ориентироваться на систему правил.
Готовность к обучению означает сформированность отношения к учению, познанию, радость открытия, вхождения в новый мир. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации старшего дошкольника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности.
Старший дошкольный возраст благоприятствует развитию доверчивого подчинения авторитету, повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, наивно-игровому отношению ко многому из того, с чем сталкивается ребенок [21].
У способного ребенка готовность к учебной деятельности, учебная мотивация формируется намного раньше. Такие дети еще поражают своими умственными способностями.
Способности старших дошкольников в последующие годы могут изменять свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития [17; 18; 19;].
У одаренных старших дошкольников темп возрастного развития неравномерен. Наблюдения В.В.Давыдова, Н.Лейтеса, Д.Б.Эльконина за умственным ростом детей показали, что для старших дошкольников характерны явления убыстрения и замедления умственного подъема, неожиданными «взлетами» или задержками в определенные возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н.Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности: «Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к усвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта» [17; 19].
Рассмотрим с этой точки зрения, коренные психологические особенности одаренных старших дошкольников: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. Это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается возможным суммирование активности разных детских возрастов [9].
Вместе с тем, в незаурядных проявлениях ребенка выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящими, недолговечными. Например, необычно быстрое овладения речью, особая речевая активность ребенка в дальнейшем может ослабеть.


Скачать бесплатно razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej-v.rar [56,38 Kb] (cкачиваний: 27)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ