Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Роль, значение и функции налогообложения.

 (голосов: 0)
   29 апреля 2005 | Просмотров: 4507


Содержание:
1. Государственные налоговые органы и система налогового менеджмента организации 3
1.1. Налоговые органы 3
1.2. Система налогового менеджмента 8
Практическая часть 15
Исходная информация по условному налогу 16
1. НДС 17
2.Налог на прибыль 18
3. Единый социальный налог 19
4. Налог на имущество предприятия 21
5. Налог на доходы физических лиц 23
6. Страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 30
Итоговая таблица по налоговым обязательствам предприятия 20
Схемы оптимизации налогообложения 32
Переход на упрощенную систему 35
Список литературы 39

Введение

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.
Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.
Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. А ведь данный элемент является основополагающим, и от него напрямую зависит достижение обоснованности и стабильности налоговой системы страны.
Очевидно, что необходимость изучения системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Цель работы: изучение роли, значения и функций налогообложения
Задачи данной работы:
* изучить сущность налогов;
* изучить назначение налоговых органов;
* изучить принципы налогового менеджмента.

1. Государственные налоговые органы и система налогового менеджмента организации
1.1. Налоговые органы
Указом Президента от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС). Правительство РФ постановлением от 30.09.2004 г. № 506 утвердило Положение о ФНС. Согласно документу эта служба становится преемником Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству. Задачи ФНС:
• выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
• осуществление контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджеты разных уровней налогов и неналоговых платежей;
• контроль за производством и оборотом алкогольной продукции. С 1 июля 2002 г. налоговые органы осуществляют государственную
регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — и государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. Это позволяет:
а) существенно упростить саму процедуру государственной регистрации указанных лиц;
б) объединить два направления деятельности исполнительной власти, т. е. государственную регистрацию указанных лиц и их постановку на учет в налоговых органах.
Такая постановка дел должна способствовать лучшему взаимодействию налоговых органов с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. Регистрирующий орган в срок не более чем [пять рабочих дней с момента государственной регистрации должен представлять сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.
Система органов ФНС выступает в качестве:
а) единой системы контроля;
б) независимой системы контроля;
в) централизованной системы контроля.
Основной источник финансирования - средства федерального бюджета Российской Федерации.
По иерархии управления система налоговых органов подразделяется на три уровня:
1) федеральный уровень — ФНС;
2)региональный уровень - управления ФНС по субъектам Федерации и межрегиональные инспекции ФНС России;
3)местный уровень - инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные инспекции ФНС России.
Функции налоговых органов — федерального, региональных и местных — несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функцц0. нальных обязанностей территориальных органов ФНС охватывает: [5,79]
• осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
• обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;
• обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
• контроль своевременности представления плательщиками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
• проверку достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов в части правильного определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога;
• передачу правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
• предъявление в суд и арбитражный суд исков.
Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют наряду с общими для всех звеньев (учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности) следующие функции:
• координацию и контроль над деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;
• аналитическую и статистическую обработку материалов;
• участие в подготовке проектов законодательных актов;
• сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.
Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.)-Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы. [3,88]
Законодательством введена новая норма, призванная повысить уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов. Согласно ст. 33 Кодекса, эти лица обязаны:
• действовать в строгом соответствии с действующим законодательством;
• реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
• корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. К этим группам полномочий относятся следующие:
• постановка налогоплательщиков на учет;
• контроль за выполнением налогового законодательства;
• применение мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, а также мер ответственности к его нарушителям;
• применение мер восстановительного характера (например право взыскивать недоимки и пени по налогам);
• контроль в сфере наличного денежного обращения, в том числе валюты.
С 1 января 1999 г., определяя права налоговых органов, налоговое законодательство значительно расширило их перечень. В настоящее время налоговые органы имеют право:
• взыскивать задолженность по налогам зависимых (дочерних) обществ с соответствующих основных (головных) обществ, и наоборот;
• проверять соответствие цен рыночным по всем внешнеторговым сделкам;
• контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и по бартерным операциям при значительном колебании цен (более 20%), применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам;
• контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков на любой срок в случае неисполнения обязанности по уплате налога, а также в случае отказа в представлении или непредставлении в течение двух недель налоговой декларации;
• определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (расчет по аналогии), в частности в случае непредставления в течение более двух месяцев необходимых документов налоговому органу.
Подробная регламентация полномочий налоговых органов прц-звана повысить эффективность их деятельности, предоставить в цх распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы могут (ст. 31 Кодекса): [4,111]
• требовать по установленным формам документы, служащие основанием для налогового производства;
• проводить налоговые проверки в установленном порядке;
• изымать документы по акту при проведении проверок (при достаточных на то основаниях);
• вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений;
• приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
• осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
• на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (расчет по аналогии) расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства, осуществлять контроль за выполнением этих требований;
• взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам;
• предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате;
• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов;
• привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
• вызывать в качестве свидетелей обязанных лиц;
• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления тех или иных видов деятельности;
• предъявлять в суды иски следующего характера: взыскания налоговых санкций, признания недействительной государственной
регистрации лица, ликвидации организации, признания сделок недействительными, взыскания в доход государства имущества, досрочного расторжения договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.
Обязанности налоговых органов определены ст. 32 Кодекса. Налоговые органы должны соблюдать налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов. Одной из обязанностей налоговых органов является соблюдение налоговой тайны.
Общее основание и виды ответственности должностных лиц даются в Законе «О Государственной налоговой службе РСФСР». Эти лица могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета (ст. 35 Кодекса) на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т. е. не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода.
Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция.


1.2. Система налогового менеджмента

Налоговый менеджмент — новая для России теоретическая и практическая область знаний, появившаяся на рубеже веков. По аналогии с финансовым менеджментом налоговый менеджмент возник первоначально в хозяйственной среде, т.е. в практической действительности, и лишь впоследствии появились попытки теоретического обобщения и развития этой области знаний. Первой теоретически подкрепленной работой по налоговому менеджменту стала книга Д.Ю. Мельника с одноименным названием, вышедшая в издательстве «Финансы и статистика» в 1999 г.
Вместе с тем до настоящего времени публикации по налоговому менеджменту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, а налоговый менеджмент — к налоговому планированию, что заведомо сужает сферу его действия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менеджмент к операциям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полулегальный варианты развития этой управленческой функции. И наконец, налоговый менеджмент в ряде публикаций ограничивается задачей минимизации налогообложения, причем любыми средствами, что также неприемлемо, так как уменьшение одних налогов зачастую означает увеличение других, а минимизация налогов любыми средствами приводит к санкциям и даже уголовной ответственности. [4,81]
Сравнительная молодость для нашей страны этой теоретической и практической области знаний, а также специфика национального налогового законодательства и обусловленная этим невозможность трансформации в отечественную экономику зарубежного опыта в области налогового менеджмента объясняют недостаток экономической литературы по данному кругу проблем, отсутствие единого подхода к этой функции внутрифирменного управления в имеющихся публикациях и не сложившийся еще понятийный аппарат дисциплины.
Налогам отводится важнейшая роль в функционировании любого национального государства. Выполняя распределительную, стимулирующую, регулирующую и фискальную функции, налоги позволяют сдерживать инфляцию в периоды ее интенсивного роста (кейнсианская модель встроенных стабилизаторов)2, бороться с так называемыми провалами рынка3, обеспечивать экономическую поддержку развития в периоды кризиса, финансировать капиталовложения в непривлекательные для частного капитала сферы.
Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему — хотя бы потому, что до сих пор не установлено само определение справедливой лепты. Кроме того, практически ни одно государство не смогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из «общего котла»: бюджетные расходы — их цели, размеры и направления по адресатам — вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. И наконец, любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, и налоги при этом существенно корректируют практически все управленческие решения4. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетов система налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налоги и, как следствие, налоговый менеджмент.
Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и являются в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета.
Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.
Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты—налогоплательщики.
Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового менеджмента с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.
В мировой практике сложился ряд доктрин, на которых строится система налогообложения, применяемых в той или иной степени во всех национальных системах налогообложения и во многом определяющих принципы построения налогового менеджмента. Начиная с Адама Смита (1776) четырьмя основными доктринами налогообложения считаются5:
• справедливость, т.е. возложение одинаковой налоговой обязанности на лиц с одинаковым доходом (горизонтальная справедливость) и возложение налоговой обязанности в пропорции к доходу (вертикальная справедливость); при этом принцип горизонтальной и вертикальной справедливости распространяется не только на доход, но и на потребление;
• определенность, означающая, что для налогоплательщика не должно быть неопределенности и сомнений в выявлении и расчете подлежащих уплате налогов;
• удобство и простота определения налоговой обязанности, трансформирующиеся в современной действительности в право налогоплательщика выбирать наиболее приемлемую для него учетную политику, а также малое предпринимательство с упрощенными и благоприятными налоговыми правилами;
• эффективность и нейтральность, означающие, что налоги должны быть нацелены на деятельность в целом, а не на конкретного субъекта предпринимательства, при этом их негативное влияние на принятие налогоплательщиками решений должно быть минимальным и с точки зрения административных расходов, и с точки зрения потерь; развитие этой доктрины привело к формулированию «кривой Лаффера» — 34% налоговых изъятий, после которого возрастание уровня налогообложения ведет к снижению налоговых поступлений. [3,82]
Помимо классических доктрин налогообложения и указанных выше их современных трансформаций широкое распространение в мире получила так называемая доктрина Хэйг-Саймонс, предполагающая, что базой налогообложения может быть либо доход, либо потребление. В силу этого в большинстве налоговых систем мира существуют налоги на доход (например, налог на прибыль) и налоги на потребление (например, НДС и налог с продаж). Ниже приведены основные аргументы сторонников налогообложения доходов и сторонников налогообложения потребления.


Скачать бесплатно rol-znachenie-i-funkcii-nalogooblozheniya.rar [50,11 Kb] (cкачиваний: 23)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ