Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Сущность и функции бюджета как экономической категории.

 (голосов: 4)
   24 марта 2005 | Просмотров: 7781


Содержание

1. Сущность и функции бюджета как экономической категории 3
2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства 8
2.1. Основы формирования бюджетов Российской Федерации 8
2.2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета 15
3. Особенности бюджетов зарубежных стран 23
Список использованной литературы 32

1. Сущность и функции бюджета как экономической категории
Обратимся, прежде всего, к самому понятию «бюджет». Бюджет - цен-тральное звено системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки . Поскольку государственные финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются госу-дарственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денеж-ным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общест-венных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управле-ния, обороны и т.д.
Термин «бюджет» одновременно используется для обозначения различных по своей природе объектов: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти»; «основной централизован-ный фонд денежных средств» ; «...совокупность ...денежных отношений ...как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор...» . Как видно, авторы часто не соблюдают правило формальной логики: каждому оп-ределяемому объекту (отношению, предмету, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, - «термин». При этом, ни-кто не называет «финансами» одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы. Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать сле-дующей схемой (рисунок 1).


Рисунок 1. Взаимосвязь бюджета и финансов

Если следовать сформулированному выше правилу, то «бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использо-вали термины «роспись государственных доходов и расходов», «государствен-ная роспись», «смета доходов и расходов государства», «баланс доходов и рас-ходов». Правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в кото-ром бюджет как система денежных отношений выражен количественно (сум-марно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и испол-няется бюджетный план - основной финансовый документ страны. В процессе исполнения «бюджетного плана» образуется и используется «бюджетный фонд» - основной государственный централизованный денежный фонд.
Экономическая сущность бюджета любого государства определяется эко-номическим строем общества и соответствующими производственными отно-шениями. С развитием общества изменяется способ производства и распреде-ления материальных благ, меняется экономическая сущность бюджета и харак-тер его доходов и расходов. Это объективные факторы, влияющие на содержа-ние бюджета.
Бюджет государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как бы связывающим звеном всех финансовых отно-шений, в значительной мере и общества в целом. Он – управляющая и управ-ляемая система в масштабах всего общества.
На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, дворцов и т.д. покрывать за счет поступления от государственных хозяйств, имущества, использования рабского труда. Принудительные сборы со своих граждан осуществлялись в исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных.
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, воз-никновением городов, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность все возрас-тающие расходы государства покрывать денежными налгами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Расходы на-правлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на под-держку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промыш-ленности, торговли, образования и здравоохранения.
Чтобы обосновать потребности в ресурсах их конкретное направление, вы-яснить возможность финансового обеспечения государственных расходов, на-чинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.
На заре капитализма бюджет представляет собой общую смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по воз-никшим общегосударственным мероприятиям.
К объективным факторам сущности бюджета можно отнести также при-родные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее тради-ций, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам сущности бюджета относятся тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономические ситуации и др.
По своей экономической сущности бюджет отражает денежные отноше-ния, которые складываются у государства с юридическими лицами и населени-ем и заключается в перераспределении национального дохода в связи с образо-ванием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществле-ния социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государствен-ный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имеющуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богат-ство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроизводства в целом и финансовой политикой государства.
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, про-является в ее функциях . Под функциями финансов следует понимать форму проявления их общественного назначения. Поскольку бюджет является наибо-лее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, прису-щие финансам:
- образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
- использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
- контрольная.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов - получен-ные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; до-ходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промыш-ленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков). Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде произ-водства, изменении соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводствен-ного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйст-ве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреж-дений социальной сферы, различных форм собственности, отдельных хозяйст-вующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более час-тым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для прове-дения контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией, и со вто-рой. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздей-ствия государства на все экономические процессы. При этом контроль и кон-трольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществ-ления контроля .
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей пере-распределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промыш-ленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда, содер-жание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы ме-жду федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ). Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта схематически показана на рисунке 2 .

Рисунок 2. Роль бюджета в перераспределении валового национального про-дукта

2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства
2.1. Основы формирования бюджетов Российской Федерации
Основы составления проектов бюджетов. Составление проектов бюдже-тов - исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Непосред-ственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финан-сов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Со-ставлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципаль-ных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансо-вых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществ-ляют разработку проектов бюджетов. Концептуальное значение для составления проекта федерального бюджета имеет Бюджетное послание Президента РФ; для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финан-совый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансо-вом году; уровень инфляции (темп роста цен - декабрь очередного финансового года к декабрю текущего).
Очевидно, что для составления проекта бюджета необходимы определенные сведения, к которым относятся данные:
- о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налого-вом законодательстве;
- нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюд-жетов других уровней бюджетной системы РФ;
- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюд-жетов других уровней бюджетной системы РФ;
- видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
- нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими Нормами (нормативами), установлен-ными законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, правовыми ак-тами органов местного самоуправления. Составление проекта бюджета осуще-ствляется на основе налогового законодательства, действующего на момент со-ставления проекта бюджета. Это означает, что проект бюджета не должен стро-иться на основе непринятого налогового законодательства. Ранее, до установ-ления данной нормы в Бюджетном кодексе РФ, проект бюджета и изменения в налоговое законодательство представлялись на рассмотрение и утверждение почти одновременно, что приводило к необходимости корректировать проект бюджета в случае непринятия этих изменений. При разработке проекта феде-рального бюджета на 2001 г. эта норма Бюджетного кодекса РФ была учтена: важные изменения в налоговое законодательство были внесены в августе 2000 г., что позволило Министерству финансов РФ обоснованно планировать доход-ную базу федерального бюджета.
Как уже говорилось, до разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона (решения) в отличие от бюджета, но имеют важное значение с точки зрения планирования и прогнозирования. Первым в этом ряду выступает прогноз социально-экономического развития территории. Он разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за послед-ний отчетный период, прогноза социально-экономического развития террито-рии до конца базового года, тенденций развития экономики и социальной сфе-ры на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Основные показатели прогноза: индекс потребительских цен; валовой внутренний продукт; объем промышленной продукции; объем продукции сель-ского хозяйства; объем инвестиций в основной капитал; объем розничного то-варооборота; объем импорта и экспорта; объем платных услуг населению; среднемесячная зарплата; прожиточный минимум; численность безработных и др.
Перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе средне-срочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогноз-ных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государст-венных или муниципальных заимствований и финансированию основных рас-ходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается в целях :
- информирования законодательных (представительных) органов о пред-полагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сфе-ры;
- комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
- выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
- отслеживания негативных тенденций и своевременного принятия соот-ветствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года (первый год - это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации. Предварительные параметры феде-рального бюджета на 2002-2003 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Параметры федерального бюджета на 2003-2004 гг.
Параметры

2003 г. 2004 г.
Млрд. руб.
% к ВВП
Млрд. руб.
% к ВВП

Доходы, всего 1340,1 14,7 1475,6 14,1
Расходы, всего 1059,8 11,6 989,9 9,4
Из них процентные расходы 227,8 2,5 221,2 2,1

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического разви-тия соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
Таким образом, в целях составления проекта бюджета на очередной фи-нансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:
- прогноз социально-экономического развития соответствующей террито-рии на очередной финансовый год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
- прогноз сводного финансового баланса соответствующей территории на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год состав-ляются:
- прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
- адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
- план развития государственного или муниципального сектора экономики;
- структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финан-совый год для покрытия дефицита бюджета;
- программа предоставления государственных или муниципальных гаран-тий на очередной финансовый год;
- оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и др.
Содержание проекта закона (решения) о бюджете установлено в Бюджет-ном кодексе РФ, однако круг его показателей для бюджета субъекта РФ или местного бюджета может быть расширен, что определяется законом субъекта РФ и решением органа местного самоуправления. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем расходов бюджета, общий объем доходов бюджета и дефицит бюджета.
Кроме того, в проекте закона (решения) о бюджете приводятся: прогнози-руемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации до-ходов бюджетов Российской Федерации; нормативы отчислений от собствен-ных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте закона (решения) о бюджете расходы бюджета устанавливаются по следующим показателям:
- расходы по разделам и подразделам функциональной классификации рас-ходов бюджетов Российской Федерации;
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной сис-темы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;
- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соот-ветствующего бюджета и др.
В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте закона (решения) о бюджете определяются лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. По соответствующим разделам (подразделам) расходов бюджета устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.
Рассмотрение и утверждение бюджетов. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представитель-ного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, опре-деленный для федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ, бюджета субъ-екта РФ - законом субъекта РФ; местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утвер-ждения определяется на основе тех же документов. Процедура рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенная законом субъекта РФ, правовыми актами органа местного самоуправления, должна обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (реше-ния) до начала очередного финансового года. В ст. 31 Бюджетного кодекса РФ установлено право законодательных (представительных) органов государст-венной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджет-ной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс Возникает вопрос о форме документа, в котором найдут отражение указанные права.
Временное управление бюджетом. Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то орган, исполняющий этот бюд-жет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, оп-ределенные законодательством, на продолжение финансирования инвестици-онных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ при условии, что из бюдже-та на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более 1/4 ассигноваций предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 – в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомст-венной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации. Кроме это-го орган, исполняющий бюджет, правомочен не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на очередной финан-совый год.
В данной ситуации ставки зачисления (нормативы) регулирующих налогов в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, оп-ределяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах и поряд-ке, которые определены законом (решением) о бюджете на предыдущий фи-нансовый год. Порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ сохраняется в виде, опреде-ленном законом (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год.
Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, орган, исполняющий бюджет, не имеет права:
- предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
- предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
- предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
- осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
- формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуще-ствлять расходы из этих фондов.


Скачать бесплатно sushhnost-i-funkcii-byudzheta-kak-yekonomicheskoj.rar [46,83 Kb] (cкачиваний: 33)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ