Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Административное правонарушение и административная ответственность.

 (голосов: 0)
   8 июля 2009 | Просмотров: 5074


Оглавление

Введение 3
Глава 1 Административное правонарушение: сущность и виды 4
1.1. Понятие и признаки административного правонарушения 4
1.2. Состав административного правонарушения 8
1.3. Виды административных правонарушений 16
Глава 2 Понятие и основания административной ответственности 20
2.1. Сущность административной ответственности 20
2.2. Основание административной ответственности 24
Глава 3 Административные наказания 26
3.1. Цели административных наказаний 26
3.2. Виды административных наказаний 27
3.3. Назначение административного наказания 30
Заключение 33
Список литературы 34

Введение

По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы (на ряду с конституционным, гражданским и уголовным правом). Административное право всегда имело и имеет безусловное большое общественное, можно даже утверждать – жизненно важное значение. Трудно найти такой участок в нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, с административным правом.
Административное право, будучи по своей сути правом внутреннего, то есть внутригосударственного, управления, окружает нас со всех сторон, независимо от того, ощущаем мы это или нет. Но дело не только в его ощущении, а в сознательном понимании объективной необходимости устанавливаемых его нормами правил. В этом – главное условие должной упорядоченности всех проявлений нашей жизни.
Объект исследования – административный ответственность.
Предмет исследования – особенности процедуры административной ответственности.
Цель исследования – изучить особенности процедуры административной ответственности.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи.
- рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения;
- изучить состав и виды административного правонарушения;
- рассмотреть сущность и основание административной ответственности;
- проанализировать цели административного наказания;
- изучить виды административных наказаний;
- рассмотреть назначение административного наказания.
Глава 1 Административное правонарушение: сущность и виды

1.1. Понятие и признаки административного правонарушения


В Российской Федерации, как во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил.
Такого рода правила имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Иногда эти правила не без основания называют общеобязательными [2].
Одной из существенных особенностей обязательных правил является то, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируются в качестве административного правонарушения.
Основные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно ст. 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков. Во-первых, это действие или бездействие, то есть деяние; во-вторых, деяние общественно опасное; в-третьих, деяние противоправное; в-четвертых, деяние виновное; в-пятых, деяние наказуемое [19].
Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, либо бездействия [3].
Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правила обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение о подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за
их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения [4, 7].
Любой административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).
В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в КоАП как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.
В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присущая только преступлениям, а административный проступок характеризуется, в частности, лишь «вредоносностью». С точки зрения Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова [4] административным правонарушениям присуща не только вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.
Невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), правила, связанные с приобретением,
хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла общественная опасность экономических административных правонарушений, проступков в налоговой, таможенной и некоторых других областях [1, 24].
Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что по отсутствию у административных правонарушений общественной опасности их можно легко отграничить от преступлений. Это – очевидное заблуждение. Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна в этих видах правонарушений.
Нарушение правил, о которых говорилось, иногда может повлечь уголовную ответственность, если это прямо предусмотрено УК РФ. Но в большинстве случаев вред от каждого нарушения таких правил не настолько велик, чтобы привлекать к уголовной ответственности нарушителей, признавать их преступниками. Для подобных случаев, а они наиболее часты, государство и учредило административную ответственность, которая по характеру мер нередко не менее сурова, чем уголовная, но не влечет судимости и применяется, как правило, органами исполнительной власти, то есть
более оперативно, на основе менее сложного процесса, чем уголовный [6].
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Российское государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение. Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.
Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регулирующие сферу пожарной безопасности, правонарушители тем самым посягают на общественные отношения, охраняемые противопожарными правилами, на которых основываются государственные меры борьбы с огнем [30].
Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом или гражданином правил, норм и стандартов пожарной безопасности. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются окончательными с момента совершения самых противоправных деяний, то есть создания угрозы пожарной безопасности [5, 30].
Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
Важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его свершение законодательством предусмотрена административная ответственность.


1.2. Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. В месте с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства – явления не тождественны. С помощью признаков по административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение – быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то и нет ответственности [11].
В теории административного права (как и в теории уголовного права) под составом правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение, например, незаконное врачевание, самоуправство [18, 19]. К объективным элементам состава относятся:
1) объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения;
2) объективная сторона административного проступка – это внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения [9].
Субъективным элементом состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности администранивно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые формами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свобода граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления [8, 32].
Каждый конкретный проступок имеет видовой, то есть непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве; спокойствие граждан при шуме в ночное время).
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права,
влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем в результате.
Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию [12].
Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП.
Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.
Систематически признается правонарушение, совершаемое в течении года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами.
Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых правонарушитель должен привлекаться к административной ответственности.
Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия [7].
Анализ объективной стороны административного правонарушения предполагает выявление причинной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате его последствиями [11].
Установление, выявление причинной связи в сфере реализации исполнительной власти характеризуется специфическими особенностями. Как правило, здесь этот признак административного правонарушения является открытым и наглядным, что позволяет быстро его обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить его характер и применить к правонарушителю необходимые меры административного принуждения.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП [18] определяет общих, специальных и особых субъектов такого рода.
Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства [18].
Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную
границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил они несут административную ответственность на общих основаниях [9].
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
По ст. 2.2. КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Так, лицо, въезжая без пропуска в запретную зону, сознательно, с прямым умыслом, совершает нарушение пограничного режима. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступления. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.
Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных взысканий и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, подкуп избирателей, участников референдума (ст.5.16.); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст.6.10.); действия, угрожающие безопасности полетов (ст. 11.3.) и т.д. [18, 20].
Тем не менее, в большинстве случаев умышленную форму вины можно установить лишь на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения и прежде всего его объективной стороны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер совершения проступка, например, сокрытия больными своего венерического заболевания, источника заражения, самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, грубое нарушение правил охоты и т.д. При этом умышленная вина может служить основанием для применения к правонарушителю более строгого взыскания.
Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водопользования, выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства [22, 26].
Материальный состав административного правонарушения включает в
себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений или материального ущерба). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.


Скачать бесплатно administrativnoepravonarushenieiadministrativnayao.rar [26,04 Kb] (cкачиваний: 25)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ