Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Административно-правовой статус граждан.

 (голосов: 7)
   8 июля 2009 | Просмотров: 8551


Содержание

Введение 3
1. Конституционные основы административно-правового статуса граждан 5
2. Основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения 12
3. Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан 19
4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 22
Заключение 27
Список литературы 29

Введение
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объ-ем государственной собственности, исторические державные традиции, обу-словили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями испол-нительной власти, организационные основы, систему государственной админи-страции, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавлива-ется Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, мини-стерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предостав-ляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельно-сти различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила поведе-ния.
Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершен-ствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъек-тов российского административного права объективно претендует на роль ма-гистрального направления развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предпола-гает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструи-рованию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина оп-ределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода-тельной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Существенное значение для оптимизации правового регулирования «управленческого» статуса граждан, проявляющегося вовне в их многообраз-ных юридических связях с различными органами и должностными лицами пуб-личной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Рос-сийской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в вопросах юридического регулирования прав и обязанностей граждан в сфере государст-венного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное зако-нодательство находится в совместном ведении российской Федерации и ее субъектов. Но из этого факта вовсе не следует, что в формировании админист-ративно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и регио-нальный уровни публичной власти, да еще и обладая при этом идентичными с юридической точки зрения возможностями.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение граждан как субъектов административного права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 Раскрыть конституционные основы административно-правового статуса граждан;
 Рассмотреть основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с ор-ганами исполнительной власти, а также административно-правовые обя-занности граждан и последствия их несоблюдения;
 Раскрыть административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан;
 Описать особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Конституционные основы административно-правового статуса граждан
Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосто-ронний конституционно-правовой механизм.
Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток же взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юри-дической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества не-мыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из веду-щих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государствен-ных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.
Гражданин как субъект административного права — это участник общест-венных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом ад-министративно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нор-мами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государст-ва, индивида и коллектива.
Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо толь-ко права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (напри-мер, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гра-жданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уп-латить в установленный срок наложенный на него штраф).
В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охот-ничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (на-пример, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается админи-стративному задержанию и доставлению в милицию).
В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административно-го права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).
Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченно-сти и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепля-ется государством в конституции и других нормативно правовых актах.
Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обуслов-лено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правово-го общения как в целом так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируются нормами той или иной отрасли права.
Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда-нина — обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, пре-дусмотренные Конституцией.
Эти конституционные положения являются исходными для администра-тивно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституци-онного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.
По своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответствен-ность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех облас-тях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все граж-дане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к обще-ственным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституци-ей, конституциями республик в составе России, российским законом о граж-данстве, законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.
Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поде-лить на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным граж-данством, почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри ка-ждой из названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих и временно прибывших ино-странцев не идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.
Сейчас можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, по-четных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и «дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского граж-данства.
С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегули-рованные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:
1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию кон-ституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституци-онным правам, производными от них, условно их можно назвать конституци-онно-административными;
2. Права, регулируемые только нормами административного права, полу-чившие первичное закрепление в источниках административного права (чисто административные).
Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в ад-министративно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены админист-ративно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Таковой является, например, ч. 1 ст. 59 Конституции, в которой сказано о праве на замену военной службы альтернативной граждан-ской службой, хотя еще не принят закон об альтернативной военной службе. В этом и других случаях административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализа-ции, механизм осуществления, ответственность за нарушение права.
Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Феде-рации и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации кон-ституционного права на выезд из России и въезд в нее.
Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации это-го права нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами Рос-сии, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить во-прос об ответственности за бюрократическое отношение к обращениям граж-дан.
Очевидно, что без административно-правовой поддержки очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную ме-дицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, равный доступ к го-сударственной службе, обеспечение жильем. Хотя и в меньшей степени, в ад-министративно-правовом обеспечении нуждаются право на объединение, право проводить забастовки, право на предпринимательскую деятельность и др.
Для реализации конституционных прав закреплены административные права граждан на административную жалобу, на оружие, на заграничный пас-порт, на поступление в школу, вуз, на государственную службу, на скорую по-мощь, на обеспечение бесплатными лекарствами.
К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правона-рушениям и др. Административное право регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, сту-дентов, военнослужащих, работников милиции и др.
С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми ли-ца пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать усло-вия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования пуб-личными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.
Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Например, приказ о назначении на долж-ность, лицензия на осуществление деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.
По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возник-новения можно различать общие и специальные права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам:
• социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);
• общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Ге-роям России, государственным служащим и др.).
По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:
• на социально-политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получе-ние информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;
• на государственное участие, содействие, помощь компетентных орга-низаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, напри-мер), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную по-мощь;
• на защиту. Основные формы его реализации: 1) административная жалоба, 2) жалоба (иск) в суд, 3) защита в административно-юрисдикционном производстве, 4) необходимая оборона (в том числе право на газовое ору-жие), 5) право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).
Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъек-тов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение правил регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т. д.).
Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направ-ленных на приобретение прав и пользование ими. Среди них можно различать: 1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова, пассажира и др.); 2) обязанности лица, полу-чившего разрешение на совершение определенных действий, владение опреде-ленным имуществом (водителя, собственника газового оружия, частного детек-тива и др.).
В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются не-правомерными действиями. В их числе:
• обязанности выполнять законные требования представителей власти (предъявлять документы, пройти в РОВД и т. д.);
• обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав, конфискация и др.);
• обязанности по исполнению взысканий и иных мер воздействия, при-меняемых уполномоченными субъектами (уплатить штраф, возместить ущерб, принести извинение, выполнить наряд вне очереди).
По критерию первичности источника норм, закрепляющих администра-тивно-правовую обязанность, нужно выделить обязанности, конкретизирующие конституционные (конституционно-административные) и чисто администра-тивные. Так, обязанности соблюдать правила воинского учета, являться по вы-зову в военкомат, поступать и учиться в учебных заведениях, дающих основное общее образование, не загрязнять водоемы, леса и др. — являются конституци-онно-административными. Чисто административные обязанности — соблюдение правил регистрационного учета, санитарии, пожарной безопасно-сти, дорожного движения, правила пользования библиотеками, архивами, осу-ществление лицензируемых видов деятельности, выполнение учебных планов и соблюдение правил внутреннего распорядка в учебных заведениях.
Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санк-циями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил до-рожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.


Скачать бесплатно administrativno-pravovojstatusgrazhdan.rar [29,76 Kb] (cкачиваний: 33)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ