Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Вариант 6. 2 ситуации мотивации.

 (голосов: 0)
   3 января 2008 | Просмотров: 3146


Вариант 6

В современной экономической ситуации важное место в системе менеджмента отводится функциям управления, одной из которых является мотивация персонала. Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и действовал.
С точки зрения менеджмента, сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы, организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В общем смысле мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Рассмотрим мотивацию коллектива на двух разных по содержанию деятельности примерах:
- ситуация «Монастырь» (настоятель – монахи);
- ситуация «детский сад» (воспитатель – дети).

а) Ситуация «Монастырь» (настоятель – монахи)
Прежде чем непосредственно перейти к анализу конкретной ситуации, отметим, что мотивация бывает трех видов:
- властная (или принуждение);
- прямая;
- опосредованная (или стимулирование).
Сущностные характеристики, а также достоинства и недостатки этих видов мотивации представлены в Таблице 1.



Таблица 1
Основные характеристики видов мотивации
Сущность понятия Достоинства Недостатки
Властная мотивация – это мотивация, основанная на принуждении. Суть принуждения – угроза наказания. В свою очередь наказание является главным инструментом принуждения.
Эффективность в короткие сроки, быстрота, оператив-ность, экономич-ность и универ-сальность.
Плохие со-циальные и личностные результаты, а также постоянная атмосфера страха
Прямая мотивация – это непосредственное воздействие на человека, на его сознание и подсознание, систему ценностей. В результате применения прямой мотивации либо формируется новая потребность, либо определяется предмет уже существующей потребности.
В долго-срочной перспективе дает наилучшие социальные и лич-ностные результаты; формирует тип «ответственного профессионала».
Проблемы в применении; большие вре-менные и личностные за-траты; применение прямой мотивации очень инди-видуально.

Опосредованная мотивация – мотивация через посредника – стимулирование. Отличается от других методов тем, что формирование мотивов поведения осуществляется с помощью внешних по отношению к человеку предметов или явлений.
Универсаль-ность; простота в применении; не требует особой власти, личностных способностей; хо-рошие экономи-ческие, личностные и социальные резуль-таты. Расхождение целей субъекта и объекта; проблема контроля; необходимость смены стимулов в связи с разными обстоятельствами


В рассматриваемой ситуации («Монастырь») соотношение властной, прямой и опосредованной мотивации будет выглядеть, как показано на Рис. 1.



Рис. 1 Соотношение типов мотиваций в ситуации «Монастырь»


Исходя из данных, представленных на рис. 1, следует, что в ситуации «Монастырь» преобладает прямая мотивация (ее удельный вес равен 55%). Прямая мотивация используется в отношениях настоятеля и монахов посредством воздействия на систему ценностей. Ценностями для монахов являются: служение богу, соблюдение заповедей божьих, отречение от мирских грехов, гармония с собой, со всевышним и с природой.
Не секрет, что ценности человека имеют свойство изменяться. Для того, чтобы этого не произошло, чтобы человек не потерял веру в праведность своих мыслей, чувств и поступков, и нужна прямая мотивация.
Однако, в отношении монахов настоятель должен применять и властную мотивацию (30%), потому что жизнь в монастыре подчиняется строгим законам (ежедневные молитвы с установленное время, следование распорядку дня и т.д.), несоблюдение которых считается большим грехом.
Опосредованная мотивация (подробнее о ней пойдет речь ниже), присутствие которой выражено в (15%), тоже имеет место быть.
Рассмотренные виды мотиваций также подразделяются на подвиды. Так, прямая мотивация бывает рациональная, эмоциональная и волевая.
Рациональная мотивация - вид прямой мотивации, апеллирующий к разумному началу сознания подчиненных. Рациональная мотивация обычно подкрепляется конкретными фактами, пояснениями и примерами.
Волевая мотивация – мотивация, основанная на воздействии на волевые установки подчиненных.
Эмоциональная мотивация – мотивация, в основе которой лежат приемы воздействия на эмоциональную сферу сознания подчиненных.
В ситуации «Монастырь» процентное соотношение рациональной, волевой и эмоциональной мотивации будет выглядеть так, как показано на Рис. 2.


Рис. 2 Удельный вес показателей прямой мотивации в ситуации «Монастырь»


Как свидетельствуют данные рис. 2, среди видов прямой мотивации на первом месте стоит рациональная мотивация и составляет ровно половину всей прямой мотивации. Я считаю, что в общении с монахами настоятель, прежде всего, старается апеллировать к разуму своих подчиненных и убеждать их в том, чтобы они не боялись трудностей, что они все сделали и делают правильно. А если что-то в их душе подвергается сомнению, то это всего лишь испытания, который бог посылает им, дабы проверить крепость их духа и силу веры в него.
Волевая и эмоциональная мотивации присутствуют в равной степени (по 25%). Отказаться от своих привычек, изменить ценности, полностью изменить свою жизнь – дело очень сложное. Для его успешного осуществления требуются большие волевые усилия. В этой связи становится актуальным использование волевой мотивации. В свою очередь, эмоциональная мотивация должна служить «помощницей» для волевой мотивации. Эмоциональная окраска единения с природой, богом и целым миром, должна вдохновлять монахов на продолжение своей праведной жизни.
Опосредованная мотивация, как и прямая, бывает нескольких видов. А именно: опережающая и подкрепляющая.
1. Опережающая мотивация - мотивация которая основывается на предварительном стимулировании подчиненных.
2. Подкрепляющая мотивация – вид опосредованной мотивации, базирующейся на вознаграждении подчиненных за конкретные результаты.
Процентное соотношение опережающей и подкрепляющей мотивации в рассматриваемом примере будет следующим (Рис. 3).

Рис. 3 Удельный показатель опосредованной мотивации в ситуации «Монастырь»

Как показано на рис. 3 опосредованная мотивация в ситуации «Монастырь» в равной степени делится на опережающую и подкрепляющую, потому что человек пытается найти гармонию с собой, миром.
В данной ситуации примером опережающей мотивации может быть то, что человек, отказываясь от мирской (грешной) жизни, желает найти уединение, обрести гармонию. По этой причине он отрекается от мирской жизни и уходит в монастырь.
Подкрепляющая мотивация выражается в сбывшихся надеждах человека, уже некоторое время пожившего в монастыре и ощутившего на себе правильность своего выбора. Подкрепляющая мотивация для монахов – это гармония с миром, возможность после смерти попасть в рай за праведность своего существования на земле.


Скачать бесплатно variant6_2situaciimotivacii.rar [14,13 Kb] (cкачиваний: 26)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ