Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Влияние налоговой системы РФ на развитие экономики.

 (голосов: 0)
   15 января 2008 | Просмотров: 4543


Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Налоговая система как инструмент российской
экономики………………………………………………...…5
1.1. Сущность, функции и принципы налоговой системы…………5
1.2. Основные концепции налогообложения………………………14
2. Глава 2. Налоговая система РФ и ее влияние
на развитие экономики……………………………………18
2.1. Основные виды налогов в Российской Федерации…………...18
2.2. Содержание налоговой политики в РФ………………………..26
Заключение……………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………….36

Введение

Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального, так и консолидированного бюджетов.
Необходимость введения с 1992 года новой налоговой системы России была вызвана реформированием экономики. Экономические реформы были нацелены на либеральную модель рынка, которая предполагала максимальную свободу предпринимательства, несла монетарный характер и оказывала наибольшее влияние на макроэкономические процессы.
Однако, есть различия между характером налоговой системы, которая стала создаваться по западным образцам, и свойствами российской экономики, сохранившей основные недостатки прежней системы хозяйствования и порожденные ею структурные деформации. Таковыми являются высокая ресурсоемкость и низкая конкурентоспособность продукции, топливно-сырьевая ориентация и технологическая отсталость общественного производства, и т.д. Начиная с 1992 года в налоговое законодательство вносится столько изменений и дополнений, что налогоплательщики просто сбились со счета. Как показывает практика, эти изменения явно не соответствуют интересам налогоплательщиков, налоговая система не соответствует структуре реальных доходов в экономике.
Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования – влияние налоговой системы РФ на развитие экономики.
Цель исследования – изучить влияние налоговой системы РФ на развитие экономики.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и принципы налоговой системы;
- проанализировать основные концепции налогообложения;
- проанализировать основные виды налогов в Российской Федерации;
- дать характеристику содержанию налоговой политики в РФ.
Разработанность темы в отечественной экономической литературе достаточно широка. По данной проблематике можно встретить работы таких авторов как: А.Н. Каланов [4], Л.А. Дробозина [12], В.В. Ковалев [11] и др.

1. Глава 1. Налоговая система как инструмент российской экономики

1.1. Сущность, функции и принципы налоговой системы

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Налоговый Кодекс.
Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения. Первый уровень – это федеральные налоги России. Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов – региональные налоги. Третий уровень – местные налоги. Городские Думы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов [8].
Такая система дает возможность каждому органу самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих из вышестоящего бюджета (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
Три уровня налогообложения – это обычная мировая практика, принятая в большинстве государств. В США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги; в Германии – федеральные, налоги земель и муниципальные; во Франции – общегосударственные, налоги провинций и местные и т.д. [11].
Налоговая система любой страны выполняет две основные функции.
1. Фискальная функция, связанная с формированием доходной части государственного бюджета. Именно фискальная функция налоговой системы обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Регулирующая функция, с помощью которой государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения [3; 13].
Исходя из этих функций, можно выделить большую группу регулирующих налогов. В качестве регулирующих налогов, используемых в качестве доходного источника бюджетов субъектов Российской Федерации, обычно применяются такие федеральные налоги, как налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, и, главным образом, – акцизы.
Но нельзя согласиться с мнением ряда юристов, что регулирующие налоги имеют тенденцию к самоуничтожению на том основании, что путем экономического воздействия на деятельность налогоплательщика они якобы побуждают его отказаться от нее и, следовательно, сокращают число плательщиков и снижают доходы бюджета. Из чего некоторые исследователи делают вывод о том, что раз регулирующие налоги не имеют финансовой цели, то они вообще не являются налогами в строгом смысле этого слова. В этих рассуждениях отсутствует экономический смысл, ведь капитал в первую очередь устремляется не в те виды деятельности, для которых низки ставки налогов, а туда, где высока норма прибыли. И только при равных уровнях доходности разных видов деятельности будет рассматриваться вопрос возможного снижения налогообложения. На основании того, что существующая ставка налога на доходы от казино и игорного бизнеса 90%, тем не менее, не наблюдается «самоуничтожение» этого бизнеса.
Налоги имеют два свойства:
1. Обязательность, т.е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;
2. Безэквивалентность, т.е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств [15].
Сбор – это всегда целевой платеж, который является платой государству за оказанные услуги налогоплательщику (лицензионный сбор, регистрационный сбор, сбор за использование государственной или местной символики и т.д.) [13].
По методу установления налоги подразделяют на прямые и косвенные.
Прямые налоги – налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество – это налоги с объектов, владение и пользование которыми служит основанием для обложения. Эти налоги платит сам налогоплательщик из своей прибыли (дохода) независимо от статуса его лица [11; 13].
Косвенные налоги – это налоги, которые вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций – это налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами. Эти налоги платит потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и услуг [11; 13].
В целях налогообложения товаром считается: продукция (предмет, изделие), в том числе производственно-технического назначения; здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества; электро- и теплоэнергия, газ, вода.
Выполненной работой считаются: объемы выполненных строительно-монтажных работ; ремонтных работ; научно-исследовательских работ; технологических работ; проектно-изыскательских работ; реставрационных работ; других работ.
Оказанными услугами считаются:
- услуги пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуги по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;
- услуги по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;
- услуги связи, бытовые жилищно-коммунальные услуги;
- услуги физической культуры и спорта;
- услуги по выполнению заказов предприятиями торговли;
- рекламные услуги;
- инновационные услуги, услуги по обработке данных и информационному обеспечению;
- другие платные услуги, кроме сдачи в аренду земли [12].
Юридическое или физическое лицо, уплачивающее налоги, - налогоплательщик - подлежит обязательной постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ; при этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документов о постановке на учет в налоговом органе. Это нужно для того, чтобы затем в пятидневный срок банк мог сообщить налоговой инспекции расчетный счет клиента и тем самым поставить под налоговый контроль все операции по расчетному счету для учета его будущих доходов и расходов.
В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:
- налогоплательщика (субъект налога);
- объект и источник налога;
- единицу налогообложения (в каких единицах измерения он исчисляется и взимается);
- налоговую ставку (норму налогообложения);
- сроки уплаты налога;
- бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог [8; 14].
Объектами налогообложения являются:
- доходы (прибыль) от экономической деятельности;
- стоимость определенных товаров;
- отдельные виды деятельности налогоплательщиков;
- операции с ценными бумагами;
- пользование природными ресурсами;
- имущество (движимое и недвижимое) юридических и физических лиц;
- передача имущества;
- добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Важно, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения [14].
Обязанности налогоплательщика:
1. Своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.
2. Вести бухгалтерский учет и финансовую документацию, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет.
3. Представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
4. Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, обнаруженного налоговой инспекцией.
5. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговыми органами, представить письменные пояснения причин отказа подписать акт этой проверки.
6. Выполнять все требования налоговых органов об устранении нарушений законов о налогах, обнаруженных в ходе проверок.
7. При ликвидации или реорганизации юридического лица сообщать налоговой инспекции об этом в десятидневный срок [12; 15].
Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с выплатой данного налога или отменой налога, а также со смертью налогоплательщика при невозможности произвести оплату без его личного участия. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания в установленном порядке этого юридического лица банкротом (при этом обязанности по уплате налогов при ликвидации предприятия ложатся на ликвидационную комиссию).
По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы:
- необлагаемый минимум объекта налогообложения (т.е. до определенной суммы указанный налог не взимается: например, подоходный налог с физических лиц не взимается с суммы, не превышающей минимальную заработную плату на момент взимания налога);
- изъятие из налогооблагаемой базы элементов объекта налогообложения (определенная часть или твердая сумма вычитается из общей суммы, подлежащей налогообложению);
- освобождение от уплаты этого вида налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;
- снижение налоговых ставок;
- вычет из налогового платежа за расчетный период;
- отсрочка взимания налогов (налоговый кредит);
- прочие налоговые льготы [7; 8].
С помощью организационных принципов на практике осуществляется построение и структурное взаимодействие, реальное функционирование национальной налоговой системы. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления. Именно от их содержания берут свои истоки многие базовые положения российских финансов вообще и налогообложения в частности. Поэтому их недооценка или недостаточная проработка на теоретическом уровне неизбежно вызовут проблемы во всей системе.
В настоящее время основные организационные принципы российской налоговой системы закреплены в Конституции России и в Налоговом Кодексе. Хотелось бы отметить следующие организационные принципы, характерные на сегодняшний момент для налоговой системы РФ:
1. Принцип единства налоговой системы.
Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ и, прежде всего, в пп. «б» ст. 114, согласно которому Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России – принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).
Кроме того, этот принцип обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно поэтому согласно Конституции РФ не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства. Также недопустимо введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий [14]. Исключение составляют оффшорные зоны.
2. Принцип подвижности (эластичности).
Налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление (с 1992 г. в Законе о налоге на добавленную стоимость было внесено 16 изменений и дополнений, в Законе о налоге на прибыль – 14, в Законе о налоге на имущество – 8, в Закон об акцизах – 5), но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогу было внесено 125 поправок) [8].
Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве. В своем большинстве подвижность выступает в качестве мер государства против активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Подвижность означает в то же время постепенное внутреннее развитие налоговой системы.
Реализация данного принципа в нашей системе имеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать в России [3].
3. Принцип стабильности.
Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Введение налоговой реформы должно проводиться только в исключительных случаях и только в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах уже давно сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в силу только с начала финансового года. Именно такое правило предполагалось ввести в налоговую систему РФ в конце 1994 г. [3].
Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Ведь смена налоговой системы приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.
4. Принцип множественности налогов.
Суть принципа в том, что налоговая система должна представлять собой комбинацию различных налогов и налогооблагаемых объектов и отвечать требованию перераспределения налогов по плательщикам. А также недопустимость формирования «бюджета одного налога», т.к. при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть его может элементарно не сложиться.
Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать налоговое бремя менее заметным и т.д. [11; 14].


Скачать бесплатно vliyanienalogovojsistemyrfnarazvitieyekonomiki.rar [29,78 Kb] (cкачиваний: 39)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ