Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Внешняя среда автотранспортной отрасли Хабаровского края.

 (голосов: 1)
   6 августа 2008 | Просмотров: 3772


Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края 4
2. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия 11
3. Анализ среды прямого воздействия автотранспортной отрасли 15
3.1. Анализ потребителей 15
3.2. Анализ конкурентов 17
3.3. Анализ поставщиков 18
3.4. Анализ привлекательности рынка 19
4. Анализ среды косвенного воздействия 20
4.1. Анализ технологии в отрасли 20
4.2. Анализ политических факторов 25
4.3. Анализ экономического состояния региона 27
4.4. Анализ социальной среды 31
Заключение 33
Список литературы 36


Введение
Экономика современного развитого государства основывается на четырех главных секторах: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи.
В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об его исторической роли в становлении и развитии Государства российского.
В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта.
Целью данной работы является исследование вешней среды автотранспортной отрасли Хабаровского края.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края
2. рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
3. рассмотреть среду прямого воздействия на автотранспортную отрасль
4. рассмотреть среду косвенного воздействия на автотранспортную отрасль.
1. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края
В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень. Кризисное состояние деловой активности в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края.
По данным Хабаровского краевого комитета государственной статистики, в целом по области наблюдается следующая динамика перевозки грузов по всем видам транспорта (данные приведены по полному кругу предприятий, включая предпринимателей–владельцев, грузовых автомобилей).
Таблица 1
Динамика перевозки грузов транспортом Хабаровского края
Показатели 1950 1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Перевезено грузов всеми видами транспорта, млн. т. 15,8 85,4 129 134 73 56,3 47,9 51,4 51 51,2
железнодорожным 5,9 24,4 29,5 26,3 13,7 12,9 14,8 15,1 15,9 16,9
автомобильным (включая ведомственный) 8,4 56,4 88,9 93,9 52,1 38,1 28,2 30,9 28,6 34,3
внутренним водным 1,5 4,6 10,8 15,7 7,2 5,3 4,9 5,4 6,5 7,1


Рис. 1 Динамика перевозки грузов видами транспорта Хабаровского края, млн. т.
Из анализа данных, представленных на графике 1 видно, что на территории Хабаровского края автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объемам перевозок.

Рис. 2. Доля различных видов транспорта в общем объеме перевозимых грузов в 2004 году
В 2004 году наблюдается увеличение объемов перевозок автотранспортом на 19% по сравнению с 2003 годом.
Следует отметить положительную динамику перевозки грузов железнодорожным транспортом. Так, постоянно увеличивающийся объем перевозок железнодорожным транспортом, возрос в 2004 году на 31% по сравнению с 2000 годом.
Перевозки водным транспортом, также имеют положительную динамику. В 2003 году объем перевозок водным транспортом увеличился на 22% по сравнению с 2000 годом.
Анализ перевозок грузов транспортом общего пользования позволяет определить долю специализирующихся транспортных предприятий в общем объеме перевозок.
Перевозка грузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн) представлена в следующей таблице 2.
Таблица 2
Перевозка грузов по видам транспорта году по Хабаровскому краю, млн. т
Показатели 1990 1995 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Транспорт - всего 68 33,7 24,2 24,5 26 25,8 26,9 20,2
в том числе:
железнодорожный 26,3 13,7 11,5 12,9 14,8 15,1 15,9 16,9
автомобильный 26 12,8 6,7 6,3 6,3 5,3 4,5 3,3
внутренний водный 15,7 7,2 6 5,3 4,9 5,4 6,5 7,1

Анализ данных по перевозке грузов транспортом общего пользования позволяет выявить тенденцию сокращения объемов перевозки автотранспортными предприятиями.

Рис. 3. Динамика перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования Хабаровского края, млн. т.
По сравнению с другими видами транспорта, доля перевозок автомобильным транспортом общего пользования в 2003 году сократилась на 21% по отношению к 1995 году.

Рис. 4. Структура отправления грузов по видам транспорта общего пользования (в процентах) в 2004 году

Рис. 5. Доля крупных и средних предприятий края в общем объеме перевозок
Таким образом, из анализа данных, представленных на рис. 5, видно, что лидирующее положение в области по объемам перевозок занимают крупные и средние предприятия всех отраслей экономики.
Однако в последние годы доля мелких предприятий и частных перевозчиков имеет тенденции к увеличению. В 2004 их доля увеличилась на 15% по отношению к 2002 году.
Приведем краткую характеристику по видам транспорта Хабаровского края
В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.
Железнодорожный транспорт является главной транспортной артерией Хабаровского края. В основном, железная дорога служит для перевозки транзитных грузов из центральных регионов России, Урала и Сибири, а также из Западной Европы в порты российского Дальнего Востока. В обратном направлении основным видом грузов являются крупнотоннажные контейнеры и сырье для металлургических предприятий. В структуре железнодорожных перевозок краевые перевозки составляют не более 25%, остальные 75% приходятся на транзитные перевозки.
В пределах Хабаровского края расположены три отделения Дальневосточной железной дороги: Хабаровское, Комсомольское и Тындинское. Тындинское отделение включает участок бывшей Байкало-Амурской магистрали на запад от Комсомольска-на-Амуре до границы Хабаровского края с Якутией.
Железные дороги Хабаровского края характеризуются следующими показателями. Общая протяженность железнодорожных путей превышает 2,3 тыс. км. Главный ход железной дороги от самой западной станции Архара до юго-восточной станции Бикин, длинной более 700 км. полностью электрифицирован. На других участках используется тепловозная тяга.
Отправление грузов со станций Дальневосточной железной дороги до 2000 года снижалось. Если в 1990 году отправление составило 27,0 млн. т., то к 2000 году оно снизилось до 11,7 млн. т. Однако в связи с оживлением экономики России, ростом экспорта отправление грузов стало увеличиваться и превысило в 2004 году 15 млн. т.
Такая же динамика наблюдается и в пассажирских перевозках. С 1990 до 2000 года по Дальневосточной дороге в пределах Хабаровского края перевозки упали с 11,9 до 10,3 млн. чел. Однако в 2004 году перевезено уже 11,5 млн. чел.
Одной из самых главных проблем железнодорожного транспорта России является несоответствие его современному уровню технологий. Чтобы выжить и зарабатывать прибыль в современных непростых экономических условиях, руководство МПС обращается к принципам современного бизнес - управления. Налаживает связь между управлением и внешней средой с помощью усиления маркетингового анализа. Переход к новым целям в управлении определяет новую постановку задачи стратегического анализа управления и требует применения новых информационных технологий.
Все большее значение в крае приобретают водные пути сообщения. Роль водного транспорта в развитии экономики Хабаровского края велика. По речным магистралям осуществлялась основная масса грузоперевозок, причем главной речной магистралью был и остается Амур.
На развитии речного флота отрицательно отражалось недостаточная изученность фарватеров Амура, нехватка специалистов.
Положение речного транспорта не является исключением по отношению к другим видам, сильно пострадавшим от экономического кризиса. Убытки АО «Амурское речное пароходство» по итогам за прошедший год составили 29 млн. руб.
Серьезный анализ положения на речном транспорте Хабаровского края еще предстоит сделать экономистам, но уже сейчас видны многие ошибки и просчеты. Еще несколько лет назад государство поддерживало судоходные компании, выдавая им льготные кредиты, главным образом для того, чтобы подготовить флот к навигации. Но уже с 1997 года на эти цели не выделяется никаких средств. На 7,9 млрд. руб. (дотации из краевого бюджета) удается подготовить только пассажирский флот к навигации.
Печально зрелище сегодняшнего Хабаровского речного порта. Еще пятилетие назад жизнь в порту кипела. Возвышались стрелы кранов. Десятки судов стояли в ожидании погрузки или разгрузки, а нынче один или два крана лениво что-то загружают в одиноко стоящее судно. Одно время резко оживилась торговля с Китаем, но наши транспортные речные расходы выше китайских, а потому китайская сторона предпочитает выступать в роли перевозчика.
Лидирующее положение на внешнеторговом рынке транспортных услуг на Дальнем Востоке по-прежнему занимает морской транспорт. Однако спрос на его услуги у отечественных фрахтователей так же низок, как и на других видах транспорта общего пользования.
Несмотря на это, усилия Администрации Хабаровского края привели к росту перерабатывающей способности главных морских портов – Ванинского и Николаевского. В 2005 году переработано 4,9 млн. тонн грузов, что на 23% больше, чем в предыдущем году. Это стало возможным благодаря вновь построенному в порту Ванино 350-метровому пирсу, вводу новых погрузочных мощностей.
Основные виды экспортных грузов, перевозимых морем в экспортной торговле, - лес и лесоматериалы, нефтепродукты, уголь, а также рыба и продукты ее переработки. В частности, объем вывезенной продукции рыбной отрасли края в 1999 году превысил 50 тысяч тонн.
Хабаровск по-праву называется «воздушными воротами Востока» Он связан с 40 городами Российской Федерации.
Хабаровское авиапредприятие имеет хорошо оборудованную техническую и производственную базу для обслуживания авиатехники и пассажиров. В 1992 году было построено новое здание аэровокзала, удовлетворяющее самым современным требованиям. Однако показатели, которые имел воздушный транспорт в последние годы, тоже ухудшились. Грузооборот с 70 тыс. тонн в год уменьшился вдвое, а пассажирооборт с 2 млн. человек уменьшился до 500 тыс. человек.
Каждый год тарифы на авиабилеты повышаются таким образом, что этот вид транспорта стал недоступен большинству населения Хабаровского края. Это обстоятельство, кроме экономических потерь, имеет и отрицательное воздействие на дальневосточный социум, который ощущает свою отдаленность и заброшенность по отношению к центру России.
2. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания.
Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.
Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.
Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.
При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.
В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив.
На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:
- функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы.
- бенчмаркинг. Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение "лучших из лучших" в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа. Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку.
- анализ полей бизнеса. Анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.
- классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.
- сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.
Количественный анализ состояния внешней среды базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах и представляется виде аналитических таблиц и графиков.
Как правило, фирмы предпочитают использовать несколько видов анализа одновременно.
Общими объектами качественного прогнозирования состояния внешней среды в первую очередь для предприятия являются тенденции общественного и политико-экономического развития, отражаемые в основном в законодательстве.
Все это тесно связано с деятельностью предприятий, влияет на их развитие. Однако, мировой опыт показывает, что политическая ситуация всегда представляет для предприятий трудно прогнозируемую область и является зоной финансовых и социальных рисков. К специальным объектам прогнозирования состояния внешней среды относятся технологическое развитие, характер и сроки развития рыночной активности конкурентов и поставщиков, качественные изменения спроса на рынке.

Методы качественного прогнозирования состояния внешней среды основаны на различных видах опроса. дополнительные, как интернет, голосовая почта, мини телеконференция, что в данное время все
Первая группа методов опроса - одноступенчатые методы - базируется на прямых опросах. При данном методе требуется точных подход к анализу выборок и вероятностей. Данный метод помогает спрогнозировать вид и сроки изменения рыночной активности, как конкурентов, так и потребителей.
Вторая группа методов опроса - многоступенчатые методы - основаны на обращении к определенному кругу экспертов (Метод Дельфи):
• разработка опросника и передача его экспертам
• свод отдельных анонимных ответов в один групповой ответ
• информирование участников о содержании группового ответа и проведение нового, уточненного опроса
• подведение итогов опроса
Таким образом, информация поступающая имеет "обратную связь", что приводит к более точным данным.
Техническое развитие внешней среды может быть спрогнозировано на уровне отрасли.
Методы прогнозирования могут применяться как в комбинации, так и по отдельности, как макро, так и мини методами.


Скачать бесплатно vneshnyayasredaavtotransportnojotraslixabarovskogo.rar [50,51 Kb] (cкачиваний: 28)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ