Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Двигательное творчество детей дошкольного возраста.

 (голосов: 0)
   9 мая 2007 | Просмотров: 6767


ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития двигательного творчества дошкольников в подвижных играх 10
1.1. Анализ разработки проблемы двигательного творчества дошкольников в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Подвижные игры как средство развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста 28
1.2.1. Классификация подвижных игр 28
1.2.2. Особенности методики проведения подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста 32
1.2.3. Методика развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх 42
Глава 2. Методы экспериментального исследования развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх 52
2.1. Констатирующий эксперимент 52
2.2. Формирующий эксперимент 63
2.3. Контрольный эксперимент 73
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение 1. Описание подвижных игр, используемых в работе с детьми третьего и четвертого года жизни 85
Приложение 2. Мероприятия для дошкольников на основе подвижных игр 88

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова, считают, что все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми.
Двигательное творчество влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников, порождает комплекс неполноценности, неуверенность в своих возможностях. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.
В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. П.Ф. Лесгафт считал, что использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.
Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным).
В.В. Гориневский большое значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре.
Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизирующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Значительную роль в результативности творческой игры Е.А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, И.Н. Поддьяковым и другими.
На современном этапе проблемы физического воспитания рассматриваются доктором психологических наук В.Т.Кудрявцевым и кандидатом педагогических наук Б.Б. Егоровым. Они считают, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более, развитие двигательного творчества дошкольников. Как то, так и другое протекают стихийно, вне и помимо специально организованного педагогического процесса.
В семье и детском саду мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети панически боятся ошибиться при выполнении того или иного задания. В ряде случаев стоит огромного труда «расковать» мышление детей - освободить его от готовых схем, сделать гибким и подвижным, способным следовать всем «изгибам» обследуемого объекта. Мы часто преуменьшаем в этом отношении возможности детей. Однако, в ряде случаен мы не учитываем меру трансформации ими полученных знаний и способов деятельности, меру их перестройки и развитие. Детское экспериментирование носит, как правило, креативный характер и стимулирует формирование креативной направленности личности ребенка. В структуре его личности ведущую роль начинает играть активно наступательная позиция маленького исследователя, экспериментатора, положительно влияющая на развитие психики и двигательной сферы ребенка.
Таким образом, двигательное творчество представляет широкие возможности для расширения и обогащения двигательного опыта детей и служит эффективным средством воспитания дошкольников, но педагоги не в полной мере используют его возможности и не всегда умею методически грамотно руководить развитием двигательного творчества детей.
Цель исследования: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх.
Объект исследования: двигательное творчество детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития двигательного творчества детей в подвижных играх.
Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх возможно если:
а) Работа по развитию двигательного творчества будет строиться поэтапно с использованием разнообразных форм, методов и средств.
б) Дети среднего дошкольного возраста обладают достаточным двигательным опытом.
в) Организуется совместная деятельность педагогов и родителей по развитию двигательного творчества.
При работе над данной темой были определены основные задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить и обосновать педагогические условия развития двигательного творчества дошкольников в подвижных играх.
3. Разработать методику развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной методики.
Теоретической и методологической основой явились:
 исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры (Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков и др.);
 концепции интеллектуального и творческого развития ребенка в двигательной деятельности (Л.Д.Глазырина);
 концепции по проблемам воспитания грациозности и выразительности движений ребенка (В.В.Гориневскнй, Е.А.Аркина, Н.А.Метлова и др.);
 так же концепция творческого развития ребенка в двигательной деятельности. (Э.Я.Степаненкова, А.В.Кенеман, Л.Д.Глазырина.);
 идеи развивающей педагогики оздоровления (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров).
Методы исследования:
1. Теоретические.
- анализ, обобщение, систематизация психолого-педагогической литературы;
- интерпретация литературных источников.
2. Эмпирические:
- педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- беседы;
- тестирование.
Экспериментальная база и этапы научного исследования:
Предложенная нами система работы была апробирована в городе Березовском, в МДОУ № 17 «Ручеек» с детьми среднего дошкольного возраста.
Научное исследование осуществлялось в три этапа: На I этане, изучение и обобщение соответствующей научной, учебной методической, психолого-педагогической литературы по проблеме развития двигательного творчества в подвижной игре. В результате был оформлен научный аппарат исследования и, осуществлялось первичное выдвижение и осмысление гипотезы.
На II этапе, проведение педагогического эксперимента, представленного констатирующим, формирующим и контрольным этапами работы. На III этапе, обобщение и интерпретация теоретических и практических результатов исследования, формирование выводов, выявление научной и практической ценности.
Теоретическая значимость и научная новизна:
1. В исследовании проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам физического развития детей, их двигательного творчества, интереса к подвижной игре.
2. Выявлены условия развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх (поэтапное развитие двигательного творчества детей с использованием разнообразных форм, методов и средств; наличие у детей достаточного двигательного опыта; организация совместной деятельности педагогов и родителей по развитию двигательного творчества дошкольников).
3. Разработана методика развития двигательного творчества у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
Практическая ценность исследования:
1. Разработана и предложена педагогам методика для развития двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
2. Созданы рекомендации для педагогов по развитию двигательного творчества дошкольников.
3. Разработаны занятия, сценарии спортивных праздников и развлечений, способствующих развитию двигательного творчества детей, которые могут использоваться в других дошкольных общеобразовательных учреждениях.
На защиту выносится:
1. Педагогические условия (развитие двигательного творчества осуществляется поэтапно; используются разнообразные формы, методы и средства, дети среднего дошкольного возраст обладают достаточным двигательным опытом, организуется совместная деятельность педагогов и родителей).
2. Методика работы по развит по двигательного творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
3. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность проделанной работы.
Структура квалификационного исследования такова: работа включает ведение, две главы, список литературы и заключение, подтверждением экспериментальной работы является приложение.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи исследования, научная гипотеза, определены объект и предмет, обоснованна научная и практическая ценность работы.
Основная часть содержит две главы.
Первая глава посвящена описанию психолого-педагогического аспекта проблемы. Представлены анализ литературы, характеристика развития двигательного творчества дошкольников в подвижной игре.
Вторая глава - это описание экспериментальной работы. В ней представлены результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, описаны ход и итоги формирующего эксперимента, проводимого с детьми среднего дошкольного возраста.
В заключении подведен итог работы, сделаны выводы, составлены рекомендации для практических работников дошкольного образования.


Скачать бесплатно dvigatelnoetvorchestvodetejdoshkolnogovozrasta.rar [116,66 Kb] (cкачиваний: 36)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ