Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Девиантное поведение подростков.

 (голосов: 2)
   6 июня 2007 | Просмотров: 4504


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1. Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения 10
1.2. Социологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения 12
1.3. Психологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения 16
2. ДЕВИАНТНОЕ И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. 21
2.1. Общие положения 21
2.2. Подростковый комплекс 22
2.3. Социальная позиция 23
2.4. Влияние групп 23
2.5. Особенности мотивации 25
3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Введение
Говоря о социальной значимости проблемы отклоняющегося поведения, особенно культурально-неодобряемых его форм, актуальность выбранной темы трудно переоценить. Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма, наркозависимости, самоубийств.
Данные тенденции характерны и для Российской Федерации. Если использовать понятийный аппарат Э. Дюркгейма, современная Россия переживает период аномии, когда старые ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сложились.
Сложившийся нормативный вакуум в какой-то части и послужил условием, катализатором, а в ряде случаев и причинной широкого распространения аберраций поведения. Но объяснять природу девиантного поведения только через закономерности развития и функционирования социума, культуры на современном этапе развития науки - это значит отойти от системного подхода и вернуться к «одноплоскостной» парадигме. Сегодня изучение девиантного поведения является междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междесциплинарный подход - девиантология. Проблема социальных отклонений является одной из ключевых в практике социальной работы. Социальная диагностика, социальная коррекция и терапия социальных отклонений невозможна без глубокого знания и понимания психологических механизмов формирования девиантного поведения.
Особенностью жизни больших и малых городов является девиантное (отклоняющееся от обычной нормы) поведение детей и подростков, нередко принимающее массовый противоправный характер, выражающийся в повышенной агрессивности, хулиганских действиях и актах вандализма, будь то поведение фанатов после спортивных баталий, встреча с поп-звездами или танцы на дискотеке.
Правовые органы отмечают, что на 1995 год в городах России осужденных в возрасте до 30 лет стало больше. Изменилась структура преступлений: стало меньше изнасилований, почти не выросло число хулиганств, но вдвое возросло количество таких преступлений, как убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, вчетверо выросли преступления против собственности, в том числе кражи, в два с половиной раза - преступления, связанные с производством и продажей наркотиков. Особенно тревожно, что растет женская преступность. Так, если в 1990 г. женщины составляли всего 8,5% осужденных, то в 1995 г. их было уже 11,7% .
Таким образом, отмеченные тенденции ведут к тому, что новые поколения россиян в ближайшие десятилетия будут представлять собой городскую молодежь, выросшую в малодетной и зачастую неполной семье, где старшее поколение занято работой по найму и уделяет воспитанию детей, особенно подростков, минимальное время. Одновременно система социального воспитания разрушена или настолько коммерциализирована, что стала недоступной для подавляющего числа городских семей. Поэтому можно ожидать роста не только девиантного, но и делинквентного (правонарушительного) поведения, разного рода противоправных действий среди молодой части общества.
Целью данной работы является изучение причин и факторов девиаций в подростковом возрасте.
Задачи:
Изучить детерминанты девиантного поведения. Рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение подростков. Изучить способы предотвращения девиантного поведения подростков.
1. Детерминанты девиантного поведения
Девиантное поведение определяется множеством взаимозависимых и взаимообусловливающих друг друга.
Изучение социальных факторов позволяет выявить процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение. В социологии они впервые стали непосредственно рассматриваться в рамках теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Аномия, по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному обществу вследствие разрушения традиционных норм. В обществе может существовать и слишком много нормативных систем, в которых индивидам и группам трудно ориентироваться и которые не дают ясных стандартов поведения.
Социальное неравенство проявляется, прежде всего, в возможности удовлетворения социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении. Это уже само по себе порождает неудовлетворенность и протестные реакции. Но главное заключается не в уровне удовлетворения потребностей, а в степени различий, в «разрыве» возможностей их удовлетворения для различных социальных групп. Чем больше эти различия, тем более вероятно проявление отклонений. Доказано также, что повышенная девиантность наблюдается в социальных группах, наиболее отчужденных от творческих видов труда, управления, духовных ценностей.
Существуют культуры и субкультуры, ценности и нормы которых довольно ясны, но по своему содержанию способствуют девиантному поведению. Э.Гидденс полагает, что большое количество тяжких преступлений в США можно объяснить общим влиянием «традиций первопроходцев» и существованием преступных субкультур в крупных городах.
А.Коэном выделяются целые районы, где преступность стала образом жизни, и где преступления совершаются не ради материальной выгоды, а для выражения протеста «респектабельному» обществу и отстаивания альтернативных ценностей.
Социальные детерминанты девиаций рассматриваются и в политическом аспекте. Согласно концепции стигматизации Г.Беккера, подобно тому, как психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми люди могут быть признаны психически неполноценными, девиация становится девиацией только после принятия соответствующей социальной нормы (закона).
Социальные же нормы и санкции за их нарушение устанавливаются сильными (законодателями, богатыми, этническим большинством) для слабых и поэтому отражают структуру и содержание власти. Таким образом, власть является источником «ярлыков», которые «наклеиваются» на аутсайдеров для регуляции их поведения.
Подобного же мнения придерживается группа социологов, называющих себя радикальными криминологами (И.Тейлор, О.Турк, Дж.Янг и др.). Находясь на позициях марксизма, они рассматривают девиации как проявление классовой борьбы, а девиантов как бунтарей, выступающих против порочной системы капиталистического общества.
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.
Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением.
Одной из теорий, описывающих процесс становления девианта, является теория первичного и вторичного отклонений, созданная Э. Лемертом в рамках концепции стигматизации. В этой теории подчеркивается роль оценки социальным окружением совершенных индивидом действий. Под первичным Лемерт понимает такое отклонение, которое не влечет за собой социальных последствий.
Однако одни и те же действия могут оцениваться по-разному в зависимости от социального положения индивидов, отношения к ним руководства, контекста нарушения, степени его огласки и т.п. Поэтому в одном случае девиация воспринимается терпимо, а в другом индивид в глазах окружающих выглядит потенциальным нарушителем, не заслуживающим доверия. Тем самым он уже «заклеймен», и любое его действие, даже в случае ошибочного или ложного обвинения, может расцениваться с точки зрения подтверждения «социального прогноза». Так происходит научение быть девиантом, и индивид, восприняв навешенный на него ярлык, может совершить вторичное отклонение, которое повлечет за собой коренное изменение его образа жизни.
Под биологическими предпосылками отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику ВНД, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии. Ряд исследований, проведенных на близнецах, достоверно показали, что эмоциональная устойчивость, отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям и др. передаются по наследству.
Ситуационные факторы на социальное поведение могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных факторы экстремальности и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные факторы могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном.
Экстремальные условия – это различные бедствия и катастрофы, экологическое неблагополучие, военные действия, которые деформируют социальное поведение. Кроме того, в жизни каждого человека, случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.
Факторы, благоприятствующие девиантному поведению, также многообразны. Еще Э. Дюркгейм выявил влияние на суицидальное поведение таких факторов, как время суток, день недели и время года. На возможность совершения девиантных поступков влияют и другие обстоятельства «места и времени» (наличие других людей, характер их поведения, пол и физическое состояние «жертвы» и т.п.). Этими обстоятельствами в частности объясняется противоправное поведение в теории рационального выбора (Д.Корниш, Р.Кларк), в соответствии с которой почти все мелкие правонарушения и большинство крупных заранее не планируются. В благоприятствующих ситуациях люди, взвешивая обстоятельства, считают, что возможность слишком хороша, и идут на риск.
Возвращаясь к схеме детерминант девиантного поведения, следует сказать, что выделенные нами факторы воздействуют на формирование и функционирование психики индивидов и психологии групп. Влияя на психику индивидов, они могут приводить к психическому неблагополучию. Таким образом, девиантное поведение возможно как в психической норме, так и в патологии .
Пределом психической нормы являются акцентуации, представляющие собой чрезмерное усиление отдельных черт характера. Используя классификацию акцентуаций А.Личко, приведем примеры вероятных негативных девиаций у акцентуированных личностей. Так, для циклотимных, лабильных, астено-невротических и сенситивных личностей характерен истинный суицид, а для эпилептоидов и особенно истериков – демонстративный.
Гипертимные, неустойчивые и конформные личности могут участвовать в групповых правонарушениях, тогда как шизоиды, как правило, совершают их в одиночку. К агрессии склонны астено-невротические, шизоидные и эпилептоидные личности, к употреблению алкоголя и наркотиков – гипертимы, шизоиды и конформисты. В то же время психастеникам отклонения поведения не свойственны.
В целом акцентуации, хотя и могут затруднять, но не нарушают адаптацию личности к среде. Если же характер столь дисгармоничен, что адекватная адаптация невозможна, говорят о психопатиях, которые являются уже патологией психики. Акцентуации и психопатии (первые в психической норме, вторые в патологии) являются аномалиями психики, поскольку достаточно стабильны и не имеют начала, развития и завершения. Эти свойства присущи психическим расстройствам - неврозам и психозам. Конечно, поведение при психических расстройствах вообще не может быть адекватным, однако девиации в нашем понимании вызываются, прежде всего, компульсивными расстройствами при неврозах и синдромах навязчивых состояний.
Таким образом, девиантное поведение является сложной междисциплинарной проблемой и детерминируется множеством факторов. В динамическом аспекте их можно (в весьма упрощенном виде) рассмотреть следующим образом.
Исходным пунктом для большинства девиаций (хотя возможно и не самым значимым) являются биологические факторы. Затем в процессе социализации индивиды через функционирование социальных институтов, средства массовой информации, конкретных агентов социализации интериоризируют ценности и нормы культуры и субкультур референтных групп.
В случае отсутствия, противоречивости или девиантности норм социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться также явления десоциализации и ресоциализации. (Последний процесс может быть в различной степени успешным.) Затем в определенных (благоприятных) ситуациях совершаются первичные, а затем и вторичные отклонения, приводящие к стойкой девиантности.
В заключение отметим, что различные виды девиаций сами могут обусловливать друг друга, хотя эти связи достаточно сложны. Нередко одно негативное явление усиливает другое: алкоголизация – хулиганство и некоторые насильственные преступления, наркотизация – корыстные, бюрократизм – должностные и хозяйственные.
Однако эмпирически установлены и обратные связи, когда, например, рост алкоголизации сопровождается снижением уровня преступности, а в обратной корреляционной зависимости находятся убийства и самоубийства. Таким образом, соотносясь не как причина и следствие, а как рядоположенные взаимосвязанные явления, различные девиации могут усиливать или ослаблять друг друга .
1.1. Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения
19 век ознаменован описанием болезней, приводящих к отклонениям в поведении: хорея, меланхолия, невроз характера, социоаффективный психоз (Бомберг, 1840, Бирд, 1880, Кандинский В.Х., 1883 и др.).
Итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, обнаружив связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами, считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу.
Так, «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.
Э. Кречмер (1924), У. Шелдон (1940) считали, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.


Скачать бесплатно deviantnoepovedeniepodrostkov.rar [32,03 Kb] (cкачиваний: 24)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ