Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Дизартрия.

 (голосов: 1)
   14 февраля 2007 | Просмотров: 9407


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------- 3-5
1. Дизартрия и особенности голосовых нарушений ----------------------- 5-16
1.1. Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии ------- 5-10
1.2. Вопросы дифференциальной диагностики ---------------------------- 10-16
2. Обследование детей с дизартрией с целью выявления и коррекции голосовых нарушений ------------------------------------------------------------- 16-27
Заключение -------------------------------------------------------------------------- 27-30
Список литературы ---------------------------------------------------------------- 30-32
Приложение --------------------------------------------------------------------------33

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи. Дизартрия - (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – является одной из причин голосовых нарушений. Наступает она из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. По Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) данная нозология оформлена так:
Класс: Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках. Блок: Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
Код: R47.1 Название: Дизартрия и анартрия
Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.
Данное патологическое состояния является как прямым препятствием к адекватному общению, так и причиной развития вторичных неврозоподобных расстройств, известной социальной изоляции больного, нарушения его личностных перспектив. В связи с этим данной теме было посвящено наше исследование.
Цель исследования – выявить особенности голосовых изменений у детей с дизартрией и определить адекватные методы коррекции данного состояния.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Охарактеризовать методы выявления особенностей речи у детей с дизартрией.
3. Выработать рекомендации по коррекции голосовых нарушений у детей с дизартрией.
Объект исследования: особенности голоса у детей с дизартрией.
Предмет исследования: различные аспекты голосовых нарушений у у детей с дизартрией и методы их коррекции.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
- психологический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость курсовой работы состоит в ее направленности на оказание помощи детям и работающим с ними педагогам в плане коррекции голосовых нарушений у детей, страдающих дизартрией.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Дизартрия и особенности голосовых нарушений» дан анализ 23 источников по данной проблеме, освещены основные аспекты по данной проблеме, определено направление экспериментально-практического исследования.
Во второй главе «Обследование детей с дизартрией с целью выявления и коррекции голосовых нарушений» содержится описание организации экспериментального исследования, методики его проведения и дается анализ полученных результатов.
В «Заключении» представлены выводы из теоретической и практической части курсовой работы.

Глава 1. Дизартрия и особенности голосовых нарушений

1.1. Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства[9]. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности[11].
Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм[5]. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
• псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
• дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
• синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии.
Нарушение речи при самых тяжелых поражениях центральной нервной системы (ЦНС), когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности[17].
Ранее для обозначения дизартрии и (только) внешне похожей на неё дислалии использовался устаревший ныне термин: косноязычие.
Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом.
Итак, дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие "стертые" ее проявления - как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития[29].
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
• дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием
• дизартрия у детей с ДЦП
• дизартрия у детей с олигофренией
• дизартрия у детей с гидроцефалией
• дизартрия у детей с ЗПР
• дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция). Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.
При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.
Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:
• искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
• нарушение звукопроизношения не постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно
Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
• кинестетическая, связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы
• кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга. Нарушена динамическая организация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука (или коартикуляции) к другому.
При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.

При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич.
Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги.
Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий.
При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные.
Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения.
Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном - преобладают элементы спастичности.
При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.
Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. При бульбарной грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией. При парезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки речевых звуков[1].

1.2. Вопросы дифференциальной диагностики

Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной Л.О. Бадалян проводит в основном по следующим критериям[1]:
• характер пареза или паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной - периферический, при псевдобульбарной - центральный)
• характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной - преимущественно произвольные)
• характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии - диффузный, при псевдобульбарной - избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений)
• специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной - отодвинута назад; при бульбарной - гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной - наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение)


Скачать бесплатно dizartriya.rar [29,99 Kb] (cкачиваний: 37)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ