Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Иностранные граждане и лица без граджданства-правовое положение.

 (голосов: 1)
   26 июля 2006 | Просмотров: 4474


Содержание
Введение 3
1. Понятие иностранный гражданин, лицо без гражданства 4
2. Правовые режимы нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации 7
2.1. Временное пребывание 7
2.2. Временное проживание 8
2.3. Постоянное проживание 13
3. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 16
3.1. Общие положения 16
3.2. Права и свободы 19
3.3. Обязанности 26
3. 4. Ответственность. Департация. 27
Заключение 30
Библиография 31

Введение

Защита прав человека и гражданина – одна из самых важных проблем современности. Каждое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а равно для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории.
Права человека – понятие широкое , распространяющееся на все категории населения конкретной страны. Это означает, что правами человека обладают не только граждане того или иного государство, но и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории как Российского государства так и иного.
Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Целью работы является изучение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами работы является:
- определение понятия иностранные граждане, лица без гражданства,
- изучение нормативных правовых актов Российской Федерации закрепляющих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства,
- определение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства
- изучение обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства,
- изучение ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства,
- определение оснований депортации иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Понятие иностранный гражданин, лицо без гражданства

Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно такое определение этих категорий лиц дает главный нормативный акт этой сферы — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (далее — Закон об иностранцах 2002 г.).
Надо сказать, что во многих отношениях правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства схож. Он имеет общую конституционно-правовую основу. Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В международном праве подход, при котором иностранцы имеют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование национального режима .
Российская Федерация использует по отношению к иностранным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на территории договаривающихся государств будут иметь несколько большие возможности, чем граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпочитает это именовать принципом взаимности.
Естественно, Россия соблюдает и дипломатические иммунитеты, обозначенные в международных документах и предполагающие несколько особое положение иностранных граждан с дипломатическими рангами на территории государства, особенно применительно к юридической ответственности .
Некоторые авторы предлагают иностранных граждан и лиц без гражданства объединять общим понятием «иностранцы» . Однако не следует забывать, что имеются и определенные различия в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства (по ходу нашей работы мы будем говорить о таких различиях). Кстати, на это ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говорится: «В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила статуса. На многих таких особенностях мы остановимся в этой части книги. Для ряда категорий иностранных граждан особенности статуса проявляются в порядке въезда в РФ, прохождения иммиграционного контроля и т. д. Информацию об этих особенностях читатель найдет в третьей части книги.
Характеризуя положение иностранцев в РФ, прежде всего подчеркнем, что сами понятия «статус», «конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории РФ. Уже в понятийном аппарате Закона об иностранцах 2002 г. дается следующее определение: «Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» (ст. 2).
Есть ли какой-то статус у иностранца, не имеющего документов на законное пребывание? Строго говоря, любое лицо на территории государства имеет какой-то юридический статус. Статус иностранца, незаконно находящегося на территории РФ, имеет свои особенности.
Во-первых, ему обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. В этом плане иностранец, даже незаконно оказавшийся на территории РФ, имеет право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, свободу совести, свободу мысли и слова. К нему могут быть применены меры пресечения, ограничивающие его свободу, но только на основании закона.
Во-вторых, такой иностранец все же не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан, на законных основаниях находящихся на территории РФ (например, легально трудиться в РФ, получать образование и др.) .
Кстати говоря, незаконное прибытие на территорию РФ само по себе еще не означает, что лицо встретит враждебное отношение к нему со стороны Российского государства. Зачастую такие лица, спасая жизнь, формально незаконным путем пересекают границу РФ (например, беженцы, лица, ищущие временного убежища). Но затем они находят понимание и поддержку властей нашего государства, приобретают (оформляют) законные основания для нахождения в РФ.
В-третьих, иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории РФ, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо получившие отказ, обязаны покинуть РФ .
Иностранцы, находящиеся в РФ на законных основаниях, с точки зрения срока пребывания делятся на три категории:
временно пребывающие в РФ — иностранные граждане, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
временно проживающие в РФ — лица, получившие разрешение на временное проживание;
постоянно проживающие в РФ — иностранные граждане, получившие вид на жительство.

2. Правовые режимы нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации

2.1. Временное пребывание

В соответствии со ст. 5 Закона об иностранцах 2002 г. срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в порядке, не требующем получения визы, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Иностранец обязан выехать из России по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
Срок временного пребывания может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в РФ. Решение на этот счет принимает МИД РФ или МВД РФ либо его территориальные органы (министерства внутренних дел республик, управления внутренних дел других субъектов РФ).
Если иностранец прибыл в безвизовом порядке и заключил тру дозой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона об иностранцах 2002 г., то срок пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в РФ. Решение о продлении срока временного пребывания принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте.

2.2. Временное проживание

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.
Согласно Закону об иностранцах 2002 г., «разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность».
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан .
Без учета указанной квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
3) имеющем хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; 4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном
Правительством РФ;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Иностранец, временно пребывающий в РФ, подает заявление о
разрешении временного проживания в территориальный орган МВД по месту предполагаемого временного проживания. Этот орган в 6-мссячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разрешения.
Находящийся за границей иностранец такое заявление подает в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего проживания . Однако указанное заявление пересылается дипломатической почтой в территориальный орган МВД по месту планируемого временного проживания иностранца, и только он в названный срок разрешает временное проживание либо отказывает в этом.
Территориальный орган МВД при рассмотрении заявления направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в 2-месячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранцу разрешения на временное проживание.
В случае отказа повторное заявление подается не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.
Разрешение на временное проживание — это документ, содержащий определенные сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина; номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа, выдавшего разрешение.
В ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. содержится обширный перечень оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Разрешение не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
8) не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами РФ более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.
Этот перечень гораздо обширнее, чем круг оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ, рассмотренный в первой части книги. На регламентации оснований сказался и момент принятия Закона об иностранцах 2002 г. Ведь он появился одновременно с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности в РФ», оба закона подписаны Президентом РФ в один и тот же день — 25 июля 2002 г. В Законе об иностранцах говорится об угрозе безопасности не только РФ, но и «граждан РФ» (п. 1). Появился пункт об экстремизме как основании отказа во временном проживании. Криминальный фактор связан в Законе об иностранцах с совершением заявителем тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, с непогашенной или неснятой судимостью за указанные преступления . В Законе отражено применение к заявителю мер административной ответственности и административного принуждения в связи с пребыванием в РФ. От заявителя требуется доказательства обладания достаточными законными средствами существования и жильем. Возможно установление фиктивности брака, заключенного с гражданином РФ. Наконец, наркомания, ВИЧ-инфекции и иные инфекционные заболевания также являются основанием для отказа в получении разрешения либо аннулирования разрешения на временное проживание в РФ.
Надо сразу признать , что все перечисленные основания не только отразятся на решении о временном проживании иностранца в России, но и не дадут ему возможности ходатайствовать о гражданстве РФ. Ведь чтобы просить о приеме в гражданство в общем порядке, большинству иностранцев надо сначала въехать в Россию, получить здесь разрешение на временное проживание, и уж затем, прожив положенное число лет, можно подать заявление о приеме в гражданство РФ . Конечно, при этом может выявиться одно из обстоятельств, изложенных в ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и поручено МВД РФ утвердить образец отметки о разрешении на временное проживание, проставляемой в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), и образец бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства
Если заявитель намерен получить в пределах квоты, определяемой Правительством РФ, разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он должен сообщить об этом в заявлении. Заявление не принимается к рассмотрению, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее 6 месяцев .
К заявлению прилагается обширный перечень документов, которые удостоверяют личность и гражданство иностранца, наличие или отсутствие судимости, наличие средств, обеспечивающих заявителю и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность, свидетельство о браке, документы об отсутствии ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекционных заболеваний и др.
Интересно, что надо представить не только свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт — при его наличии), но и документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания, причем подпись ребенка должна быть заверена нотариусом.
Естественно, что иностранцы, имеющие хотя бы одно из оснований для получения разрешения на временное проживание вне квоты, определяемой Правительством РФ, представляют документы, подтверждающие их право на льготный подход.
Как уже говорилось, срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Орган внутренних дел обязан в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а при отрицательном решении — основания отказа. Уведомление о решении, принятом органом внутренних дел по заявлению, поданному за границей, направляется в МИД РФ для последующего информирования заявителя. Решение органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание является основанием для оформления ему дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ визы для въезда в Российскую Федерацию.
Согласно Положению от 1 ноября 2002 г., при оформлении разрешения на временное проживание иностранный гражданин (лицо без гражданства) подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации.


Скачать бесплатно inostrannye-grazhdane-i-lica-bez-gradzhdanstva.rar [29,71 Kb] (cкачиваний: 29)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ