Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Исследование ролевого конфликта и ролевого напряжении.

 (голосов: 0)
   25 октября 2006 | Просмотров: 6292


Содержание
Введение 3
1. Роли личности в организации 5
2. Понятие ролевого напряжения 7
3. Понятие ролевого конфликта 10
4. Диагностика ролевых конфликтов 13
5. Способы преодоления ролевых конфликтов и снижения ролевого напряжения 21
Заключение 24
Список литературы 26

Введение
Актуальность исследования ролевого конфликта обусловлена рядом при-чин, теоретического и практического характера. Профессиональная деятель-ность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращает время самореализации человека в семейной сфере, что может приводить к ро-левой перегрузке, напряжению и конфликту.
Социально-психологическая составляющая феномена ролевого конфлик-та изучены явно недостаточно. Около 75 процентов отечественных исследова-ний ориентированы на социально-экономический или социологический подхо-ды к этой проблеме.
Целью большинства исследований является определение путей адаптации человека к новым социально-экономическим условиям. Предлагаемые пути решения направлены на изменения объективных политико-экономических ус-ловий, а не на изменение психологии человека ( и его окружения). Предлагает-ся изменить систему льгот, пособий, график работы, систему сервиса, органи-зовать центры поддержки и т.п. В отечественной науке проблема преимущест-венно рассматривается в социально-экономическом ключе, а в социально-психологическом остается в тени. Предложение исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям
В социально-психологических исследованиях ролевого конфликта в ос-новном обсуждаются адекватные способы выхода из конфликтной ситуации . Однако многочисленность работ этого направления не позволяет говорить о многосторонности и полноте изучения данной проблемы. Психологами и со-циологами обозначены только подходы, ключевые моменты, по которым ис-следование ролевого конфликта должны развиваться. Необходимы социально-психологические работы направленные на изучение причин возникновения ро-левого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ро-левого напряжения, испытываемого человеком при совмещении профессио-нальных и семейных обязанностей.
Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение ра-боты и семьи, как основная причина ролевого напряжения, - реальность, кото-рую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Та-ким образом, нужны исследования направленные на поиск эффективных пси-хологических способов снижения ролевого конфликта, что даст возможность при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом в своей деятельности. Стратегии умень-шения ролевого напряжения, которые можно отнести к психологическим, ка-саются изменения внутренних установок человека, его ценностных ориента-ций и самовосприятия.
Целью данной работы является исследование ролевого конфликта и ро-левого напряжении , в а также способов их устранения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть социальные рои личности в организации
2) рассмотреть понятие ролевого конфликта
3) рассмотреть понятие ролевого напряжения
4) рассмотреть процесс диагностики ролевого конфликта и напряжения
5) рассмотреть основные способы преодоления ролевого конфликта и роле-вого напряжения

1. Роли личности в организации
Невозможно понять личность вне ее социального окружения. Представ-ленное сообществом других людей, это окружение является тем миром, без ко-торого личность теряет смысл. Таким образом, социальное окружение- это как бы те колышки, на которые натянуты нити основы личности. Мы знаем это по собственному опыту, ведь точками опоры для нас служат другие индивидуумы. Мы утверждаемся не только через наших друзей, но и через врагов[1, с. 55].
Такая характеристика как социальная интегрированность является очень важной составляющей устойчивости любой личности. Для личности огромное значение имеет умение приспособиться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидуумов.
Роль — это функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидае-мый от каждого человека, занимающего данную позицию. Роль тесно связана с нормами.
Норма — это поведенческое правило или набор предписаний, регламен-тирующих выполнение роли. Норма связана с санкциями — это воздействие на личность[3, с. 48].
Социальная роль может казаться для личности чем-то внешним. В дейст-вительности роль оказывает сильное влияние на поведение личности, вплоть до изменения мотивации, ценностных ориентаций.
Ценность — материальный или идеальный предмет, представляющий значи-мость для человека и способствующий удовлетворению каких-либо потребно-стей. У каждой личности формируется определенная система ценностных пред-ставлений. Ценности формируются в микросреде (референтная группа) и в мак-росреде (обществе).
Все мы определенным образом себя оцениваем. Самооценка носит час-тичный, парциальный (не глобальный) характер. Самооценка показывает, как личность оценивает себя к некоторой специфической ценности. Самооценка тесно связана с самосознанием и самоуважением[6, с. 128].
Самоуважение — это обобщенная самооценка, это степень принятия или непринятия себя как целого.
Авторитет личности — это особое сознательно-психологическое свойство личности, которое состоит в ее способности изменять психологические струк-туры других людей психологическими средствами, в силу того значения, кото-рое этот человек имеет как член социальной общности и субъект деятельности. Авторитет личности — результата отражения в сознании людей социальной значимости, цельности, полезности тех свойств, которые присущи данному че-ловеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности. Отношение авторитета (по своей природе) — ценностное отно-шение[4, с. 101].
1. Моральный авторитет формируется на основе нравственных свойств личности, ее взглядов, убеждений, мировоззрения в целом, особенности отно-шения к другим людям и к самому себе.
Моральный авторитет — ядро авторитета личности, т.е. он непосредственно обусловлен системой идеологических отношений общества, его социально-политической структурой. Одновременно моральный авторитет личности зави-сит от характера микросреды. Например, есть группы, в которых процветает мораль жульничества, мещанства, обывательщины.
2. Функциональный авторитет формируется на основе: профессиональной компетентности личности, ее разнообразных деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности.
Формы 1 и 2 тесно связаны друг с другом. Считают, что моральный ав-торитет доминирует. Единый личный авторитет личности (1 + 2) в некоторой степени противостоит.
3. Формальный авторитет не зависит от личных свойств. По сути, им обладает не личность, а позиция, которую она занимает.
Должностной авторитет — разновидность формального авторитета, право ру-ководителя, санкционированное государственной властью и юридически закре-пляемое, осуществлять властные полномочия по отношению к членам вверен-ного ему коллектива. Должностной авторитет должен основываться на мо-ральном и функциональном авторитетах.
Существуют потребности, которые вынуждают человека общаться с другими людьми — в любви, в общении, в эмоциональном контакте. Люди вступают в неформальные отношения. Задача руководителя : сбалансировать формальные и неформальные отношения с доминированием формальных.
2. Понятие ролевого напряжения
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденно-стью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достиже-ния определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к перехо-ду от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая де-вочка поет колыбельную кукле, Маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера- все это отдельные моменты непре-рывно социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и уста-новкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать; впослед-ствии, в следующих ролях[5,с . 296].
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется ус-пешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего пле-мени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его по-хожим на одного мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его пер-вый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчин учится у них охо-титься. Он несет вместе со всеми добычу и гордиться буйволами, которых убил его отец. Когда же в конце концов он убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению но взрослой роли, которая органично соединяет его долговремен-ный детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим- далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все со-временные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основан-ным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных пе-риодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного со-временного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению буду-щей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связа-на с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в де-тях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юно-ша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обу-чаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполне-нием этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подго-товлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по ос-новной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пен-сионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации яв-ляется то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человече-ские взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, час-то бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и спо-собностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой чело-век в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основ-ной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии гся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внут-реннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивно-го идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравст-венные и институт социальных норм общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действитель-ными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех совре-менных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к буду-щей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
3. Понятие ролевого конфликта
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: ме-ду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независи-мые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфлик-тующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что тре-бования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею до-машних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или ра-ботник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично про-возглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторон-ником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установ-кам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподава-теля высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения роле-вых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо незави-симые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфлик-тующие обязанности личности.. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально[8, с.188].
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что жен-щины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не бу-дет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовла-дельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники- это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, пала-чей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделе-ны. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. При-нято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социали-зировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на ра-боте жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмо-циональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликта-ми
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, тради-ционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых ин-дейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягко-стью. Но их чело-вечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испы-тывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социаль-ную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализа-ции и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и предна-меренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством ко-торой индивид освобождается от личной ответственности за последствия вы-полнения им той или иней роли. Это означает, что организации и обществен-ные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за дли-тельное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работ-ник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставля-ет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напря-женность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.


Скачать бесплатно issledovanie-rolevogo-konflikta-i-rolevogo.rar [28,19 Kb] (cкачиваний: 41)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
#1: Lisenok (17 июня 2010 12:30)
Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
ICQ: --
Надувательство!!! Файл скачивается в непонятной кодировке!!!!!!
   
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ