Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Анализ конфликта с точки зрения способа коммуникации2.

 (голосов: 0)
   21 апреля 2009 | Просмотров: 2769


Содержание

Введение 2
1. Природа и сущность конфликта 4
1.1. Понятие конфликта 4
1.2. Субъекты и участники конфликта 6
1.3. Объект конфликта 8
1.4. Представление о ситуации 9
2. Коммуникационный способ конфликта 10
2.1. Межличностные конфликты – способ коммуникации 10
2.2. Фрустрация в социальной психологии 13
2.3. Коммуникативный аспект конфликта 18
Заключение 25
Список литературы 26

Введение
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и по-литической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению инте-ресов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.
Сегодня конфликты — повседневная реальность. Возможно, 21 век поста-вит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в 20 в. ста-ли основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития боль-шинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают опреде-ляющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим со-бой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного челове-ка, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По ито-гам 20 в. Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их раз-рушительным последствиям: материальным и моральным. Конец столетия по-ставил Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управ-лять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью диктуя «бессмыс-ленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития и разрешения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершен-ной, но все же великой державы.
Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку не-обходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах воз-никновения и способах решения конфликтов.
В связи с этим, цель данной работы – анализ конфликта с точки зрения способа коммуникации. В ходе работы следует решить следующие задачи: дать понятие конфликту, определить его субъект, объект и участников; дать понятие конфликта именно в ракурсе способа коммуникации, в связи с чем дать понятие межличностных конфликтов; определить понятие фрустрации, как неотъемле-мой части конфликтов; а также дать описание коммуникативному поведению субъектов в процессе конфликта.


1. Природа и сущность конфликта
1.1. Понятие конфликта
Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неод-нозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через про-тиворечие как более общее понятие, и, прежде всего — через социальное про-тиворечие.
Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой слож-ный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Причинами их могут быть самые раз-ные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установ-ки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охва-тывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого вы-ступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и органи-зации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.
В основе конфликта лежат субъектино-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоре-чия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. По-этому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те проти-воречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Итенсивность,—по словам Р. Дарендрфа,— означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность от-дельных конфликтов». Форма столкновений — насильственная или ненасиль-ственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения кон-фликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.
Итак, конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный кон-фликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как спо-ры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с мас-штабными, историческими изменениями.
В отечественной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов («Социологический словарь»): «Конфликт соци-альный — предельный случай обострения социальных противоречий, выра-жающийся в столкновении интересов различных социальных общностей — классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных инсти-тутов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различи-ем их интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складыва-ется и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновени-ем требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определен-ные причины, своих социальных носителей, обладает определенными функ-циями, длительностью и степенью остроты».
При изучении различных форм общественной жизни исследователи обыч-но применяют так называемый конфликтологический подход: какое-либо дея-ние рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм его возникновения.
Особый случай представляют собой игры, в том числе спортивные. Неко-торые из них задуманы как конфликты (например, бокс). Однако, очевидно, что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра — конча-ются и «конфликтные» взаимоотношения. Неприязнь между игроками разных команд, остающаяся после состязания,— скорее исключение, чем правило, в спорте она отнюдь не поощряется.

1.2. Субъекты и участники конфликта
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
a. провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
b. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
c. поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно
Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окру-жающей среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.
В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфлик-та», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников кон-фликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь раз-личные ранги, статусы и обладать определенной силой.
В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг против-ника и повысить свой собственный. Некоторые исследователи считают, что введение в конфликтологию понятия ранга оппонентов непродуктивно. Такое мнение, думается, не вполне обосновано, т.к. на уровне подсознания, в своих субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения, для этого нет оснований.
Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанно-стей. Статус может оказать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте.
Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента (про-тивника). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредст-венно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о воз-можной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с нача-лом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится бо-лее полной.
Окружающая среда — один из элементов в структуре социального кон-фликта. Она состоит из физической сферы (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных соци-альных условий, в которых развивается конфликт)

1.3. Объект конфликта
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. кон-кретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подраз-деляются на три вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совме-стно. Это ситуация «мнимого конфликта».
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скры-вать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противобор-ству.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно усложнить положение другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осоз-нает реальные мотивы противоборства.
Выявление основного объекта — непременное условие успешного реше-ния любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.

1.4. Представление о ситуации
Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуа-ции, сложившейся в зоне разногласий и охватывающий все связанные с ней разногласия. Эти представления, очевидно, не совпадают. Стороны конфликта видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих вос-примет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей другого участника конфликта.
Необходимо отметить следующее, весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит ему об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значение ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят во-влеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Тут вступает в действие принцип, сформулированный социологом Томасом («теория Томаса»): «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».
Применительно к конфликту это значит: если человек считает конфликт-ную ситуацию реальной, то это влечет реальные конфликтные последствия. Иначе говоря, если кто-то полагает, что вступил в конфликт, то он и в самом деле оказывается в конфликте. А тот, с кем он конфликтует, может даже не подразумевать, что находится в конфликтных отношениях.


Скачать бесплатно analizkonfliktastochkizreniyasposobakommunikacii2.rar [26,28 Kb] (cкачиваний: 22)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ