Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Малый бизнес в рыночной экономике.

 (голосов: 1)
   13 февраля 2008 | Просмотров: 4366


Содержание

Введение 3
Раздел 1. Экономическая сущность малого бизнеса малого бизнеса, его роль в рыночной экономике и основные проблемы 4
Раздел 2. Государственная поддержка малого бизнеса 11
Раздел 3. Практическая часть 17
Заключение 19
Список литературы 20

Введение

Специалисты в области экономики и финансов, рыночные аналитики отмечают, что в современной России появился бизнес-класс, составляющий основу экономической системы страны, - те самые небольшие компании и индивидуальные предприниматели, которые построили экономики многих развитых стран мира, обеспечивая их процветание.
Актуальность темы контрольной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.
Для цели раскрытия темы контрольной работы «Малый бизнес в рыночной экономике» необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность малого бизнеса, определить его роль в рыночной экономике и основные проблемы;
- рассмотреть вопросы государственного регулирования и поддержки в области малого бизнеса.

Раздел 1. Экономическая сущность малого бизнеса малого бизнеса, его роль в рыночной экономике и основные проблемы

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно - технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства.
Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:
1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);
2) специализация на каком-либо виде деятельности;
3) реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.
Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.
Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что малое предприятие может основываться на:
1) личном труде владельца и членов его семьи;
2) использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).
Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).
Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики - структура внутренней и внешней среды малого предприятия.
а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектами деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы.
Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.
Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль). Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и совершенствование.
Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д.
б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:
- устойчивость;
- полнота;
- действенность и т.д.
Конкретное состояние законодательства – к примеру, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям.
Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:
Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.
Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.
В третью группу включаются комплексы общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.
Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п.
В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.
В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев обусловленных:
1) характером производственного процесса;
2) спецификой системы управления и руководства;
3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
4) особенностями внешних воздействий.
Первая группа характерных черт малого предприятия такова:
1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация;
3) упрощенность системы сбыта.
Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя:
1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функциональные области;
3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
5) быстроту принятия решений.
В составе третьей группы признаков выделяются:
1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
2) гибкость, восприимчивость к нововведениям;
3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
4) низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов;
5) высокая оборачиваемость капитала;
6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:
1) локальность ресурсных и сбытовых рынков;
2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
4) чувствительностъ к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьеров вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него;
5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
6) большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.
Развитие малого бизнеса сдерживает сегодня не столько налоговая система и бесконечные проверки, сколько бюрократические барьеры, требования большого количества документов и согласований, разрешений, «дополнительно оплачиваемых» работ в процессе получения документов.
Руководитель небольшого предприятия численностью 15-30 человек не имеет в штате юриста, кадровика, товароведа, специалиста по рекламе - он замещает их всех сам, но при этом тратит массу времени на выбивание разрешительных документов вместо того, чтобы заняться организацией торговли, маркетингом, этикой и психологией торговли. У западного коллеги нашего торговца главное - конкуренция и работа на перспективу, для нашего бизнесмена главное - как выжить в сегодняшних условиях.
Тем не менее, за последние 10 лет наша страна накопила колоссальный потенциал для развития малого бизнеса. Такого сегодня нет ни в одном государстве. Конечно, проблемы еще есть в виде административных барьеров и коррупции. Но это, с одной стороны, общие для предпринимателей всего мира проблемы, а с другой – в сравнении с тем, что было 10 лет назад, можно говорить о существенных переменах к лучшему. Высокопоставленные российские чиновники демонстируют сегодня понимание этих проблем, говорят о необходимости развивать предпринимательскую среду.
Творческая активность людей должна направляться не на так называемую оптимизацию налоговых схем, а на развитие собственного дела - на базе использования тех норм, которые предлагает государство. Изменение налогов - важная, но только часть проблемы. У предпринимательства в целом, малого в особенности, огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением. И, прежде всего, со стороны надзорных органов и инспекций. Издержки от такого надзора очень велики, а порой абсолютно бессмысленны. Он зачастую осуществляется формально. Надо установить своего рода мораторий на проверки для малых предприятий, например, хотя бы на первые три года их работы. При необходимости внести изменения в законодательство. Некоторые пути решения проблемы уже обозначены в ранее принятых актах по дебюрократизации. В этой связи поддержка малому бизнесу региональными властями сегодня абсолютно необходима.
Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем.
Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

Раздел 2. Государственная поддержка малого бизнеса

В целях развития малого предпринимательства как важнейшей сферы российской экономики, поддержка малого предпринимательства считается важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.
Одним из основных направлений деятельности Департамента федеральной государственной службы занятости являются организация работы центров занятости населения по развитию и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.
Изучая различные правительственные программы по развитию экономики России, практически во всех можно увидеть пункт о поддержке малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения
На реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности направлен Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 21.03.2002), который определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально - технических и информационных ресурсов, а также научно - технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно - технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
- проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
- организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
- подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
- оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
- координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.



Скачать бесплатно malyj-biznes-v-rynochnoj-yekonomike.rar [22,29 Kb] (cкачиваний: 21)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ