Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Менеджмент - наука и искусство.

 (голосов: 3)
   26 июня 2008 | Просмотров: 7052


Содержание

Введение 3
1. Менеджмент как наука 5
1.1 Предмет и методы менеджмента как науки 5
1.2 Функции менеджмента 9
2. История развития менеджмента 17
3. Менеджмент как искусство управления людьми и временем 25
3.1 Отечественный опыт менеджмента 25
3.2 Зарубежный опыт менеджмента 27
Заключение 34
Список литературы 35


Введение
Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента. Поэтому эта тема является актуальной на се-годняшний день.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действую-щая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути, является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управ-ление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами
Менеджмент (англ . management -- управление, заведование, организа-ция) – это управление производством или коммерцией; совокупность прин-ципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и приме-няемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
 теорию руководства;
 практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учи-тывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина “менеджмент “. Русское слово “управление “ и английское слово “менедж-мент “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное со-держание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “, мы сле-дуем установившейся в международной практике традиции, согласно кото-рой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и про-цессов. На самом деле термин “ управление “ не является удовлетвори-тельным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рам-ках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адек-ватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хо-зяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации произ-водства или коммерции.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с менеджментом – наука и искусство.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность менеджмента как науки
2. Рассмотреть историю развития менеджмента
3. Рассмотреть менеджмент как искусство управления людьми и вре-менем.


1. Менеджмент как наука
1.1 Предмет и методы менеджмента как науки
Предмет менеджмента как науки
Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ре-сурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.
Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. По-этому по сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным ви-дам человеческой деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хо-зяйства страны.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
 изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
 производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
 управление персоналом, следовательно, знание социологии, психо-логии, а также анализ информации и разработка программ для достижения по-ставленной цели.
Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно - управленческие, организационно - экономические) отно-шения, реализующиеся как информационные связи при организации произ-водства и управлении им.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу инфор-мации (предмет управленческого труда), используемой для выработки ре-шений (продукт управленческого труда).
Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.
Основные методы менеджмента.
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства четырех групп методов — экономических, административных, социально-психологических и воспитательных. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас.
Первый из экономических методов управления — хозрасчет. Что это та-кое?
«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» — второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет и сочетание с самофинансированием обеспечивает хозяйст-венную самостоятельность предприятия. При этом производственная и соци-альная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социаль-ную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обоб-щающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распо-ряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета.
Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике — важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой зада-чи привлекать независимых консультантов — управленцев, экономистов, пра-вовиков.
Ценообразование.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
1. Производственная цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.
2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые фирмы продают то-вар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной тор-говлей.
3. Розничная цена — цепа, но которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.
4. Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рын-ке в данное время.
5. Базисная цена — согласуется путем переговоров между продавцом и по-купателем крупных партий товара.
6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для то-варов, приобретаемых у других фирм.
7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах, спра-вочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал).
8. Скользящая цена — цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.
9. Твердая цена ~ цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена.
10. Цена «падающий лидер» — цена, используемая торговцами для при-влечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь то-вар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и дру-гие товары, цена на которые не снижалась.
11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в результате свобод-ных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.
Финансирование.
Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития, Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу делает данный завод или фабрики, эффек-тивно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприяти-ем, нужна - будет прибыль, не нужна — прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать произво-дительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.
Финансовая самостоятельность предприятия, то что мы сегодня называем самофинансированием, предусматривает не только новые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудо-вым коллективом.
Административные, социально - психологические и воспитательные ме-тоды менеджмента.
Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации таких орга-низационных документов, которые определяют порядок управления предпри-ятием, а именно: а) положений общеорганизационного порядка, например по-ложения о данном предприятии; б) структуры (организации) управления пред-приятием; в) штатного расписания и должностных инструкций (функциональ-ных обязанностей) по управлению предприятием; г) положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например положения об органах линейного, функциональ-ного и целевого управления.
Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т. е. правил, и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг ад-министративного управления более гибок, чем регламентирование. Он нераз-рывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико-экономическими показателями и т. д.
Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационно-го характера - наиболее мягкая форма административного воздействия.
Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации ад-министративной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию все-возможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распо-ряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) приме-нительно к занимаемой должности имеет свой «набор» таких воздействий и свою процедуру их реализации.

1.2 Функции менеджмента
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятель-ности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последователь-ность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направ-ленных на достижение целей социально – экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей под-системы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функ-ция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельно-сти – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Прогнозирование и планирование.
Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.
Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно дос-тичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных реше-ний, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает сле-дующее:
 Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неук-лонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
 Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
 Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансо-выми и трудовыми ресурсами.
 Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
 Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребно-стей общества.
Существует три основных типа планирования.
Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким ве-роятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежу-точных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стра-тегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегиче-ском планировании.
Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планиро-вания. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руко-водствуются при составлении планов.
1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, ко-торые могут иметь значение для развития организации.
2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть дос-тупны всем членам организации.
4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования.
Функция организации
Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента.
Под организацией понимается процесс:
 Определение рациональных форм разделения труда;
 Распределение работы среди работников, групп работников и подразде-лений;
 Разработки структуры органов управления;
 Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
 Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
 Подбора и расстановки кадров.
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.
Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руково-дители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состо-ит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимо-действовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.
Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.
Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:
Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы макси-мально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруп-пированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.
Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привле-чение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).
Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отноше-ний руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда долж-но быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.
Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.
Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации) полномочий (власти).
Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация – передача прав низшим уровням управления.
Мотивация и стимулирование.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.
Теория А. Маслоу:
1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасно-сти и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.
3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воз-действие прекращается.
Теория МакКлелланда:
1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность вла-сти, успеха и принадлежности.
2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, по-скольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Теория Герцберга:
1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться не-удовлетворению работой.
3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение челове-ка.
4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер дол-жен:
во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;
в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен чет-ко представлять себе, чего от него ждут.
Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимо-дополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность чело-века для достижения поставленных целей.
Стимулы делятся на материальные и нематериальные.
Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).
Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общест-венное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск).
Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и воспри-ятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.
Контроль.
Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «пой-мать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторо-ну от главного содержания функции контроля.
В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизме-рения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланирован-ными.
Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множест-во формулировок определений функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.
Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несозна-тельные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути дости-жения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.
Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды – залог успешного функционирования организа-ции.


Скачать бесплатно menedzhment-nauka-i-iskusstvo.rar [34,38 Kb] (cкачиваний: 31)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ