Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/izhevsky/data/www/izhevsky.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Методологический анализ концепции Адлера.

 (голосов: 0)
   20 августа 2008 | Просмотров: 4863


Содержание

Введение 3
1. Основные предположения Адлера 4
2. Адлер и другие психологические системы 9
3. Адлер и другие психологические концепции 13
4. Психотерапия Адлера 15
Заключение 19
Список литературы 20

Введение
Адлерианская психология (Индивидуальная психология) - теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, рассматривает личность холистически как наделённую творчеством, ответственностью, стре-мящуюся к воображаемым (fictional) целям в пределах своей области феноме-нологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Ин-дивид с “психопатологией” скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и те-рапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, акти-визировать его социальные интересы, и посредством взаимоотношений, анали-за и методов действий (action methods) развить новый стиль жизни.
Адлерианская психология основана на определенных предположениях и постулатах, которые значительно отличаются от того, что было заложено от-крытиями Фрейда. При этом на протяжении всей своей жизни Адлер признавал за Фрейдом первенство в разработке динамической психологии. Постоянно упоминалось, что именно Фрейду он обязан объяснением того, что симптомы имеют свой определенный смысл и за достижение понимания важной роли сно-видений. Еще одним пунктом согласия по-прежнему считается влияние раннего детства на развитие личности. Однако Фрейд делал акцент на роли психосексу-ального развития и эдипова комплекса, тогда как Адлер в центре внимания ста-вил последствия восприятия детьми своей семейной группы и их борьбу за зна-чимое место в ней.
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с анализом школы Адле-ра

1. Основные предположения Адлера
Основные предположения Адлера могут быть выражены следующим обра-зом:
1. Любое поведение происходит в социальном контексте. Человек рожда-ется в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним. Часто цитируемое утверждение гештальт-психолога Курта Левина, что “поведение является функцией от личности и от окружения” содержит в себе удивительное сходство с утверждением Адлера о том, что человека нельзя изучать изолиро-ванно.
2. Естественным следствием этой первой аксиомы является то, что инди-видуальная психология – это межличностная психология. Первостепенным яв-ляется то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними “земную кору”. Адлер Придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, же-лания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо. Эти действия позднее были объединены в термине социальный интерес. 3. Психология Адлера отказывается от редукционизма и отдает предпоч-тение холизму. Ян Сматс (Jan Smuts), который ввел концепцию “холизма”, и Адлер состояли в переписке, которая, к сожалению, не была опубликована. В своих исследованиях адлерианцы основное внимание уделяют изучению лич-ности в целом, образу ее действий на протяжении жизни, и гораздо меньшее значение придают частичным функциям. Это приводит к тому, что такие про-тивоположности как “сознательное” и “бессознательное”, “сознание” и “тело”, “приближение” и “избегание”, “амбивалентность” и “конфликт” теряют свое значение, за исключением субъективного переживания личности в целом. То есть, люди ведут себя так, как будто сознательная часть психики действует в одном направлении, тогда как бессознательная часть действует в другом. С точки зрения внешнего наблюдателя все частичные функции представляют со-бой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.
4. И сознательное и бессознательное служат индивиду, использующему их для осуществления личных целей. Адлер трактует бессознательное скорее как прилагательное, чем как существительное, избегая, таким образом, материали-зации (reifying) этого понятия. Вместе с Отто Ранком Адлер считает, что чело-век знает больше, чем понимает. “Конфликт” определяется как “шаг вперед и шаг назад”, вследствие чего индивид находится в точке “застывшего центра”. Хотя он ощущает себя, раздираемым мучительными конфликтами, неспособ-ным к действию, в действительности, эти антагонистические чувства, мысли и ценности создает он сам, потому что не готов двигаться в направлении решения своих проблем.
5. Чтобы понять индивида необходимо понимание его когнитивной орга-низации и стиля жизни. Последняя концепция связана с убеждением, что разви-тие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организо-вать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные пе-реживания. Убеждения - это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто “очками”, через которые личность ви-дит свою жизнь. Поэтому главным средством понимания личности является скорее субъективность, а не так называемая объективная оценка. Как писал Ад-лер: “Мы должны уметь видеть его глазами и слышать его ушами”.
6. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соот-ветствии, как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосроч-ными целями, присущими его стилю жизни. Стиль жизни остается относитель-но постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влиянием психотера-пии могут измениться. Хотя определение психотерапии обычно подразумевает то, что происходит в пределах кабинета, более широкий взгляд на психотера-пию мог бы включить тот факт, что жизнь сама по себе может и часто бывает психотерапевтичной.
7. Согласно концепции Адлера, не причины принуждают человека. То есть, человека определяют не наследственность и окружение. “И то и другое дают только каркас и те воздействия, на которые реагирует индивид в соответ-ствие с его творческой способностью (styled creative power)”. Люди идут к це-лям, которые они сами выбрали. Целям, которые дадут им место в этом мире, обеспечат им безопасность и сохранят самоуважение. Жизнь является дина-мичным стремлением. “Жизнь человеческой души - это не “существование”, а “становление””.
8. Центральное стремление человеческого существования описывалось различным образом: как завершенность, совершенство, превосходство, само-реализация, самоактуализация, компетентность и власть (mastery). Важное зна-чение при этом имеет то направление, которое принимают данные стремления. Если стремления направлены на увеличение торжества личности, то Адлер рас-сматривал их как социально бесполезные и, в крайних случаях, как проявления психических проблем. С другой стороны, если стремления направлены на пре-одоление жизненных проблем, то индивид стремится к самореализации, к укре-плению дружественности и превращению мира в лучшее место для жизни.
9. На протяжении жизни индивид сталкивается с альтернативами. По-скольку последователи Адлера не были детерминистами, или же были слабыми детерминистами, то они считали, что человек способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общест-во, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни. Он может выбрать быть целенаправленным или может, как это делают невротики, заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая себя свое чувство личной значимости от угроз.
10. Свобода выбора вводит в психологию понятия ценности и смысла. Эти понятия подверглись анафеме, когда Адлер ввел их в своей книге “Что должна означать для тебя жизнь”. Но, пожалуй, самое важное значение для адлериан-цев представляет термин социальный интерес. И хотя Адлер утверждает, что социальный интерес - это врожденное (или, по крайней мере, потенциальное) свойство человека, тем не менее, принятие этого критерия не является абсо-лютно необходимым. Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими. “Железная логика социальной жизни” требует это от нас. Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезнове-ния социального интереса. Даже психотик сохраняет некоторую общность с “нормальными” людьми.
11. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, диагности-ческой терминологии уделяется мало внимания. Часто существует проблема дифференциального диагноза между функциональным и органическим нару-шением. Поскольку любое поведение целенаправленно, то психогенный сим-птом будет иметь психологическую цель, а органический симптом будет иметь соматическую цель. Адлерианец задал бы “Вопрос” так: “Если бы у меня была волшебная палочка или волшебная таблетка, которая могла сразу устранить ваш симптом, что изменилось бы в вашей жизни?” Если пациент отвечает: “Я бы гораздо чаще выходил на светские встречи” или “Я бы написал книгу”, - то, скорее всего, симптом имеет психогенную природу. Если пациент отвечает: “У меня бы не было этой мучительной боли”, - то симптом, скорее всего, органи-ческий.
12. Жизнь бросает нам вызов в виде жизненных задач. Адлер явно назвал три из них, упоминал еще, не давая им специального названия. Первоначаль-ными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, работой и полом. Первую мы уже упоминали. Вторая: поскольку мы представлены двумя пола-ми, то мы также должны научиться, как к этому факту относиться. Мы должны определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным, по-лом. Другие люди другого пола не представляют собой врагов. Они наши дру-зья, с которыми мы должны научиться работать вместе. И третья, поскольку ни одна личность не может претендовать на самодостаточность, то мы взаимоза-висимы. Каждый из нас зависим от труда других людей. В свою очередь, они зависимы от нашего вклада. Таким образом, работа становится необходимой для человеческого выживания. Кооперативный индивид с готовностью прини-мает на себя эту роль, и активно принимает участие в деятельности человечест-ва.
13. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить тре-буется мужество. Мужество не является некой способностью, которой кто-либо или обладает или нет. Также мужество не является синонимом отваги, подоб-ной падению на гранату, чтобы спасти своих соратников от смерти или ран. Мужество относится к готовности подвергнуться рискованным действиям, ко-гда последствия или неизвестны или могут оказаться неблагоприятными. Лю-бой способен к мужественному поведению при условии, что человек желает. Эта готовность зависит от многих переменных, внешних и внутренних, таких как жизненные убеждения, степень социального интереса, оценка степени рис-ка, и то, ориентирован ли человек на задачу или на престиж. Поскольку жизнь предоставляет слабые гарантии, то вся жизнь требует принятия риска. Если бы мы были совершенны, всемогущи, всеведущими, то потребовалось бы очень мало мужества, чтобы жить. Вопрос, на который каждый из нас должен отве-тить, именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.
14. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Мы придаем смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Это мы провозглашаем, что она имеет смысл, бессмысленна, выносим вердикт абсурдности, считаем ее тюрьмой (оправдание подростком действий в свое удовольствие – “Я не про-сил, чтобы меня родили”), юдолью слез, подготовкой к следующему миру и т.п. Дрейкурс утверждал, что смысл жизни неотъемлем от действий для других, от вклада в общественную жизнь и социальные изменения. Виктор Франкл пола-гает, что смысл жизни заключается в любви, выражая психологическую вариа-цию популярной в пятидесятых годах песни, в которой припев звучал следую-щим образом: “Самая величайшая вещь, которой ты когда-либо научишься, - это любить и быть любимым в ответ”. Наше поведение определяется тем зна-чением, которое мы приписываем жизни. Мы будем вести себя так, как если бы жизнь действительно соответствовала нашим ощущениям, и поэтому, опреде-ленные ее значения будут иметь больший практический смысл, чем другие. Оп-тимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд, использовать свои шансы, и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Они смогут провести различие между неудачей и тем, чтобы быть неудачником. Пессими-сты будут избегать любой риск, которые несет с собой жизнь. Они будут отка-зываться от попыток, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия, и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.

2. Адлер и другие психологические системы
Адлер и неофрейдисты
Как-то Адлер провозгласил, что он более заинтересован в том, чтобы вы-жила его теория, а не в том, чтобы в памяти людей сохранилась связь созданной им теории с его именем. Его желание явно было исполнено. При обсуждении влияния Адлера на современную психологическую теорию и практику, Генри Элленбергер высказал свое мнение: “Не так легко найти другого такого автора, как Адлера, у которого было столько всего позаимствовано без упоминания его имени”. Многие неофрейдисты приписывают Адлеру влияние на свои работы. В своей последней книге, Карен Хорни писала о “невротической амбиции”, “потребности совершенства” и “категории власти”. “Все стремления к славе в общем случае заключают в себе достижение большего знания, мудрости, дос-тоинства или силы, которые присущи человеческой сущности; все они направ-лены на абсолют, безграничное, бесконечное”. Те, кто знаком с трудами Адлера о невротическом стремлении к совершенству, подобию бога, сразу же будут поражены сходством точек зрения.
Хорни отказывается от пессимизма Фрейда, от “его неверия в человече-скую доброту и личностный рост”, предпочитая точку зрения Адлера, что чело-век может расти и может “стать вполне приличным человеческим существом” и что человеческие возможности “ухудшаются, если отношения с другими, а, следовательно, и отношение к самому себе, нарушены, и продолжают быть та-ковыми”.
Другие также заметили сходство между теориями Хорни и Адлера; обо-зреватель одной из книг Хорни написал, что Карен Хорни всего лишь написала новую книгу Альфреда Адлера.
Теории Эриха Фромма также выражают взгляды, сходные с взглядами Ад-лера. Человек Фромма - это человек осуществляющий выбор. Отношение мате-ри при воспитании ребенка имеет первостепенное значение. Жизнь воспитыва-ет чувства бессилия и тревоги. Патрик Мюллау указывает, что:
“Согласно Фромму, единственным адекватным решением является по-строение взаимоотношений с человеком и природой, главным образом с любо-вью и продуктивным трудом, что укрепляет личность в целом, поддерживает ее чувство уникальности, и в то же время, дает чувство принадлежности, чувство единства и общности судьбы с человечеством.”
Хотя Гарри Салливан в большей степени, чем Адлер, уделял внимание психологии развития ребенка, тем не менее, “человек” Салливана на протяже-нии жизни действует сходным образом с человеком Адлера. Так, например, Салливан говорит о “действиях безопасности” (security operations) личности, прямой перевод “Sicherungen” Адлера и Лене Греднера. Его дихотомия “хоро-шего меня” и “плохого меня” сходна с тем, что описано адлерианцами.
Было отмечено так много совпадений между Адлером и неофрейдистами, что Гарднер Мерфи подвел итог: “Если такой способ аргументации правилен, то невроз должен быть главной характеристикой человека при индустриализме, пункт, вызывающий недоверие у многих последователей Фрейда, и в особенно-сти, у того ответвления школы Фрейда, которое большей частью училась у Ад-лера”. Сводка таких сходств есть в “Индивидуальной психологии Альфреда Адлера” Хайнца и Ровены Ансбахер, а также в статье Вальтера Джеймса. Фриц Вительс предложил, что неофрейдистов будет гораздо правильнее называть “неоадлерианцами”, а исследование Хайнца Ансбахера наводит на мысль, что многие традиционные последователи Фрейда согласились бы с ним.

Адлер и Роджерс
Хотя терапии Адлера и Карла Роджерса диаметрально противоположны, их теории имеют много общего. Обе они феноменологические, холистические и ориентированные на цель. Оба подчеркивают способность к творчеству и изме-нению. В качестве иллюстрации приведем следующие постулаты Роджерса:
1. Организм реагирует как организованное целое на феноменологическую область…
2. Наиболее выигрышная точка для понимания поведения - исходить из внутренней точки зрения индивида на самого себя.
3. Организм реагирует на окружение в зависимости от того, как он пере-живает и воспринимает…
4. У организма одна основная тенденция и стремление – актуализировать, поддерживать и обогащать себя.
Большая часть из ранних исследований, проведенных в рамках клиент-центрированной терапии, использовали в качестве критерия измерения расхож-дение между Я-концепцией и Я-идеалом. Адлерианцы описали бы расхождение между Я-идеалом и Я концепцией как меру чувства неполноценности.
Адлер и Эллис
В этих двух когнитивных теориях много общего. То, что Адлер называет “базисными ошибками”, Альберт Эллис называет иррациональные убеждения или установки. Они оба придерживаются мнения, что эмоции, в действительно-сти являются формой мышления, что люди создают или контролируют свои эмоции, контролируя свое мышление. Поэтому человек является не жертвой своих эмоций, а их создателем. Сходен их подход к психотерапии, они прини-мают сходную уважительную позицию по отношению к мотивации бессозна-тельного, бросают вызов иррациональным идеям пацента (базисным ошибкам или интернализированным суждениям), подвергают пациента контрпропаганде, настаивают на действии и постоянно поощряют пациентов принять ответствен-ность за направление своих жизней в более позитивные русла. Последняя фра-за, по всей видимости, отражает основное разногласие между Адлером и Элли-сом. На вопрос “Что является “позитивным?” - у них разные ответы.
Многими авторами были отмечено большое количество точек совпадения и расхождения между Адлером и мыслителями-экзистенциалистами. Филис Боттом написал в 1939 году, что “Адлер был первым основателем экзистенци-альной психологии”. Поскольку экзистенциальная психология является не школой, а точкой зрения, то сложно провести сравнение, но заинтересованный читатель может открыть для себя в статье под редакцией Ансбахера линии пре-емственности между Адлером и современной экзистенциальной мыслью.


Скачать бесплатно metodologicheskij-analiz-koncepcii-adlera.rar [24,03 Kb] (cкачиваний: 33)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Сайт поддержки новостного движка DataLife Engine. Модули и шаблоны (скины) для DataLife Engine.
Навигация
Авторизация
Наш опрос
Спонсоры
Архив курсовых и дипломных работ